Войти в почту

Президент "Деловой России": региональному бизнесу пока сложно увидеть себя в нацпроектах

Президент бизнес-объединения "Деловая Россия" Павел Титов в интервью ТАСС рассказал, как оценивает реализацию нацпроектов, какие барьеры мешают предпринимателям развиваться, а также о том, что будет с "Абрау-Дюрсо". — Этой осенью вы стали президентом "Деловой России". Вы и раньше занимались общественной деятельностью, что подтолкнуло вас занять более высокий статус, а значит, и взять на себя более масштабные задачи? — Я практически вырос в этих стенах. Всю свою предпринимательскую жизнь состоял в "Деловой России", наблюдал за всеми изменениями, проходившими в организации. Долгое время курировал комитет по взаимодействию с государственными структурами. Сейчас для меня пришло время заниматься более активной общественной работой, так как в нашей стране именно общественные площадки были и будут серьезным инструментом для решения наболевших проблем бизнеса. Сегодняшнее состояние предпринимательского климата меня по-настоящему волнует, и улучшить его будет моим новым челленджем (challenge, в пер. с англ. "вызов" — прим. ТАСС). Я рад, что коллеги меня поддержали. — Один в поле не воин, Павел Борисович? — Совершенно верно. Одного предпринимателя редко слышат, а "Деловая Россия" имеет массу голосов от бизнеса, поэтому о серьезных проблемах получается заявлять громко. И мы в состоянии улучшить сложившиеся ситуации в бизнесе, а некоторые и вовсе предотвратить. — Например? — Прежде всего это касается "регуляторной гильотины" (реформы контрольно-надзорной деятельности, получившей неофициальное название "регуляторная гильотина", предполагающей отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не будут пересмотрены и актуализированы — прим. ТАСС). Сегодня мы состоим почти во всех рабочих группах (для реализации "регуляторной гильотины" определена 41 рабочая группа — прим. ТАСС), начиная с торговли и строительства и заканчивая алкогольным рынком. Итогом работы в них должно стать создание нового контрольно-надзорного регулирования. И здесь мы будем максимально открыто говорить о всех проблемах бизнеса в этой сфере. Если крупный бизнес пока в состоянии учитывать свои риски, то малый рискует закрыться, нарвавшись на совершенно нелепое, устаревшее требование со стороны контролера. — А что еще можно сделать для малого бизнеса? — Есть еще одна проблема, уже не отраслевая, а фундаментальная. Большая часть малого бизнеса сегодня сосредоточена в торговле. И предприниматели этой сферы чувствуют себя достаточно уязвимо, на них давят многие факторы — от абсурдных требований, имеющих вполне законные основания, до экономической ситуации в стране. Малый бизнес — главный индикатор экономики, если что не так, он реагирует одним из первых. — Сегодня появился отдельный национальный проект по поддержке малого предпринимательства. Как вы оцениваете его реализацию с учетом вышесказанного? — В целом — позитивно. Но надо посмотреть на итоги первого года. Различных программ господдержки заложено много. Мне, например, нравится, как в этом направлении работает корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). С одним из своих бизнес-проектов я участвую в их программе. Да, процедура оформления непростая, но она работает, и это проверено мной лично. Поэтому подчеркну еще раз: надо подводить первичные итоги нацпроекта и смотреть, какие меры поддержки востребованы, а какие нет и почему. Но то, что проект пошел, уже большое дело. — Какие сегодня ставите перед собой задачи в статусе президента "Деловой России? — Сосредоточусь на управлении исполнительным комитетом и комитетами организации, а также на взаимодействии с генеральным советом. Также я участвую в создании экспертного центра, который будет не только проводить углубленный анализ отраслей, но и отвечать на насущные вопросы наших членов. Например, если у предпринимателя возник конкретный вопрос: "Как получить кредит на строительство элеватора, что делать, куда обратиться?" Он должен получить от нас квалифицированный ответ, и на такого рода вопросы мы должны отвечать оперативно. По сути, "Деловая Россия" станет более клиентоориентированной. Планирую, что наш экспертный центр заработает в новом виде уже в первом квартале следующего года. — А какую цифру по количеству новых членов перед собой ставите? — Сегодня у нас больше 5 тыс. членов. Планируем за два-три года это число удвоить. — Какие проблемы обозначили перед вами региональные коллеги из бизнес-объединения? — Проблемы у регионов все примерно схожи: излишняя зарегулированность предпринимательской деятельности, давление со стороны правоохранительных органов, не всегда адекватные налоговые тарифы. Также региональному бизнесу пока достаточно сложно увидеть себя в национальных проектах, которые в первую очередь рассчитаны на улучшение жизни человека. И пока, к сожалению, региональные предприниматели не понимают, как будет формироваться поддержка для них. Вообще, реализация национальных проектов идет крайне непросто. И мы осознаем, что если на федеральном уровне с бизнесом есть диалог, то на региональном уровне его совсем мало. — Еще один ваш челлендж? — Да. Необходимо донести до регионов информацию по мерам поддержки как профильного проекта для малых компаний, так и по остальным 12 национальным проектам: как встроиться, какие планы у властей, к кому обращаться за помощью и консультациями на уровне региональной администрации и так далее. — По международной работе все неплохо? — В целом — да. У нас с этим действительно все неплохо: уже больше 160 договоров с иностранными общественными организациями. Мы официальные партнеры Торговых палат практически во всех странах, где они имеют значение. Но задачи остаются прежними: оказать содействие предпринимателям в доступе к ключевым международным площадкам, с помощью которых они могли бы находить деловых партнеров. — Что будет с "Абрау-Дюрсо"? — Конечно, с учетом моего нового статуса я буду меньше времени уделять "Абрау-Дюрсо", но оставлю за собой принятие решений по стратегическим вопросам. Операционной деятельностью займется моя команда. — Новогодний сюрприз успели напоследок приготовить? — Скоро коньячку нальем. Запускаем премиальный коньяк под собственной маркой. Производим его в Дагестане, на знаменитом Дербентском коньячном комбинате (ДКК), это наш совместный продукт. Беседовали Юлия Ермилова и Татьяна Морозова

Президент "Деловой России": региональному бизнесу пока сложно увидеть себя в нацпроектах
© ТАСС