Камера, мотор: как инклюзивная киношкола понравилась французскому автоконцерну

Let’s be Friends — киношкола, выпускающая образовательные телепрограммы на русском и международном жестовых языках. Основатель Татьяна Мерзлякова рассказала ТАСС, как это помогает социализироваться глухим и слабослышащим детям. — Татьяна, скажите, где можно увидеть ваши программы? — Нас можно увидеть на казанском региональном телеканале, и мы ведем свой канал "АНО "Филантроп" на YouTube (международный видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео — прим. ТАСС). Мы создаем познавательные передачи на русском и международном жестовых языках для детей с ограниченными возможностями слуха, а также мультфильмы. — Вы сказали, на русском и международном, а это значит, что язык жестов у глухих во всем мире не универсальный? — Да, у каждой страны свой жестовый язык, и более того, иногда в пределах одного государства может быть разный жестовый диалект. Так, например, уральский и ростовский диалекты будут немного различаться. Сейчас существует попытка создать международный жестовый язык, и в его основу положен жестовый язык США. — А как вы вообще начали заниматься съемкой программ? — У меня с детства было очень много глухих и слабослышащих друзей. Я с ними росла, видела их проблемы в образовании, в простом общении с социумом, видела, как им сложно жить в таком информационном вакууме. И уже повзрослев, я предложила им совместно реализовать проект, который помог бы таким ребятам находиться на равных в информационном пространстве. У меня было некоторое личное оборудование: камеры, свет, звук, которые я приобрела за свой счет, еще когда училась на продюсера в институте. Так, в 2017 году мы начали снимать наши первые программы. — При каких обстоятельствах появилась киношкола? — На съемки программ мы стали приглашать глухих и слабослышащих детей и поняли, что они не знают, как вести себя перед камерой, теряются. В том же 2017 году мы приняли решение открыть киношколу, где стали преподавать такие предметы, как искусство, актерское мастерство, проводить операторские занятия, а также учить детей работать со звуком на телевидении. Сегодня у нас учатся 117 детей и подростков. — Как вы их находите? — К нам могут прийти все желающие. В основном это слабослышащие и глухие дети из Казани. Мы успели стать популярными среди этой аудитории за счет наших телепередач. К тому же мы активно сотрудничаем с местными школами-интернатами. Но есть и ученики из слышащей аудитории — это 44 человека, у которых в семье или среди друзей есть инвалиды по слуху. Для съемок в передачах мы берем детей только из своей киношколы, потому что они не боятся камеры и обладают актерскими навыками. Для более старших мы организовываем кастинг, они присылают свои видеовизитки. Например, недавно нам нужны были подростки для цикла "Добровольчество" в программу "Давай дружить, донор". Многие дети часто спрашивают, почему глухим нельзя сдавать кровь, и никто не объясняет. Мы сняли такую программу на жестовом языке и объяснили, почему все же нельзя. — Какие программы было сложнее всего снимать? — Это как раз языковые выпуски по обучению английскому и русскому языкам. Для этого мы приглашали специальных консультантов по русскому, английскому и международному жестовому языку. А таких специалистов в России найти очень сложно — их не больше пяти. Самая большая сложность была связана с тем, что слабослышащих детей вообще не учат иностранным языкам и у них нет понимания, что другой язык жестов вообще может существовать. Они впервые узнали, что там другие слова, жесты, буквы и произношение. В итоге многие реплики ребятам-ведущим приходилось просто зазубривать. Но они молодцы, со всем справились. Этот проект нам удалось реализовать в основном благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Мы привлекли 800 тыс. рублей, на которые смогли полностью заменить съемочное оборудование и оплатить услуги консультантов. — Делаете ли вы спортивные программы? — Да, недавно мы подписали соглашение с Международным спортивным комитетом глухих. При его поддержке мы выпустим цикл программ о спортсменах. Близится Сурдлимпиада (спортивные соревнования людей с нарушениями слуха — прим. ТАСС), и ребята, в том числе глухие и слабослышащие, поедут туда в декабре снимать репортаж. Пока мы планируем транслировать эти программы на наших площадках, а дальше посмотрим. — Получается, у вас в основном все договоры — с общественными и государственными организациями? — Конечно, социальное предпринимательство часто начинается с государственных проектов. Но в дальнейшем все стараются заинтересовать и крупные коммерческие компании. Вот мы сняли программу о правилах дорожного движения, и решили направить ее автоконцерну Renault (французская автомобилестроительная корпорация — прим. ТАСС) с предложением снять нечто подобное о вождении глухих людей. И они заинтересовались! А еще я эту марку автомобилей очень люблю. Так что все сложилось. Сейчас ведем переговоры. — Сколько сотрудников сегодня работают в киношколе? — На данный момент основных сотрудников у нас всего пять человек. Я руковожу киношколой и преподаю искусство для подростков от 15 до 17 лет, есть еще режиссер-постановщик, оператор-постановщик, звукорежиссер и тренер по актерскому мастерству. — Что сегодня для вас является основным источником дохода? — Основной источник — это наши ученики. Они оплачивают занятия в инклюзивной киношколе, это порядка 1,6 тыс. рублей в месяц. Часть заработка складывается из рекламы на жестовом языке для глухой аудитории и из репортажей на жестовом языке, которые ведутся с различных значимых мероприятий. Сейчас ведем переговоры с каналами на размещение туристическо-образовательного контента. Надеемся, что это также принесет нам доход. Но для меня эта история не ради заработка, а ради социализации детей в первую очередь. — Какие у вас сегодня трудности как у социального предпринимателя? — Что касается именно бизнеса — проблем нет. Но всегда была и остается одна важная социальная проблема — иждивенчество. Глухие дети, как правило, ориентируются на глухих старших, которые живут на дотации и пособия. Дети растут со знанием, что у них будет пенсия. И получается, что в принципе им больше ничего не нужно делать. Это тяжело сломать, объяснить им, что они могут быть социально активными и финансово успешными, не полагаясь на деньги государства. Когда ко мне приходит ребенок и говорит "я хочу", то мы делаем для него все, чтобы сохранить это желание. — Когда вы поняли, что ваше дело стало востребованным? — Мы четко поняли это в 2018 году. Тогда мы проводили глобальное исследование в российских школах-интернатах по теме образования для глухих и слабослышащих детей. Руководство школ заинтересовалось нашими образовательными программами. Школам оказались нужны основы безопасности жизнедеятельности, которые мы преподаем: как вести себя при теракте, как вести себя в метро, как зарегистрироваться самому на самолет. Сегодня мы сотрудничаем более чем с 270 такими школами по всей России. Пока мы сделали наши программы бесплатными для образовательных учреждений, но в дальнейшем рассматриваем возможность сделать их платными. — Чем гордитесь в первую очередь? — Конечно же, когда наши дети преуспевают в развитии, а также улучшают свои социальные навыки. Изучая тему по циклу наших программ, ребенок дважды проходит тест: в начале и в конце обучения. Таким образом, мы видим, какие происходят изменения в нем, как он усваивает знания. По приблизительным подсчетам, с нашими передачами познакомились более 200 тыс. глухих детей. — На ваш взгляд, поддерживают ли соцпредпринимателей сегодня власти или это миф? — Не миф, однозначно. Мы ежегодно получаем субсидию в размере 1,5 млн рублей от Федерального агентства печати и массовых коммуникаций, так как мы транслируемся на региональном телевидении, и регулярно становимся грантополучателями по различным госпрограммам. — Пользуетесь ли вы еще какими-то мерами поддержки кроме грантов? — Да, сегодня существует много других, не менее полезных инструментов поддержки, например Бизнес-навигатор МСП (разработан Корпорацией МСП для помощи предпринимателям в открытии или расширении своего дела — прим. ТАСС), где в открытом доступе собрана вся необходимая информация для предпринимателей: все о проверках, требованиях к ведению каждого вида бизнеса, льготах, доступной к аренде недвижимости и последних законодательных изменениях. И даже расчет бизнес-плана. А также обучающие программы для соцпредпринимателей, например "Начни иначе" от центра поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub. Благодаря обучению мы смогли пересмотреть взгляд на бизнес и запустить три новых цикла телепрограмм в трех разных регионах — Нижнем Новгороде, Уфе и Ульяновске. И пожалуй, самая большая гордость — мы, как представители малого бизнеса, получили государственный заказ от Ростуризма на создание туристических программ на жестовом языке о Байкале, Карелии и о Татарстане. Беседовали Юлия Ермилова, Мария Савельева и Анна Лоскутова

Камера, мотор: как инклюзивная киношкола понравилась французскому автоконцерну
© ТАСС