Войти в почту

Лаборатория любви к профессии. Детскому технопарку «Наукоград» — два года

15 декабря исполняется два года с момента открытия детского технопарка «Наукоград». За это время его посетили более семи тысяч человек. Школьники и студенты учились программированию, создавали дизайн- и VR-проекты, встречались с экспертами. «Наукоград» работает на базе Московского финансово-юридического университета (МФЮА). Как и чему здесь учат школьников и студентов — в материале mos.ru. Геоинформатика и кабина Як-40 Посетителей «Наукоград» встречает футуристическим интерьером — круглые лампы, прозрачные двери, огромная сфера виртуальной реальности. На 1,1 тысячи квадратных метров открыто пять лабораторий, оснащенных современным оборудованием. Первая — «Архитектура и геоинформатика». Здесь ребята знакомятся с архитектурным проектированием и BIM-технологиями (информационным моделированием), учатся создавать виртуальные трехмерные модели. Слушатели узнают, как работать с 3D-сканером и 3D-принтером, как собирать геоданные с помощью квадрокоптера. Рядом находится лаборатория «Графический/промышленный дизайн и видеопроизводство». В ней посетители работают с графическими программами, создают прототипы моделей, осваивают основы видеопроизводства, разрабатывают собственный дизайн. А в будущем в лаборатории появится еще и офортный станок, который позволит создавать еще более качественные образцы. «Наша главная цель — чтобы школьники влюбились в профессию. А дальше уже через разные формы, через прикосновение к материалам и технологиям с использованием компьютера мы их к этому миру приобщаем, — говорит заведующая лабораторией Наталья Чунакова. — У нас нет голой теории. Знания, которые мы предлагаем ребятам, привязаны к тому проекту, который мы делаем. Это наиболее продуктивная форма обучения, когда дети получают не просто знания в чистом виде. Они сразу понимают, когда и как их применить». Участники программ технопарка не раз занимали призовые места на профессиональных конкурсах. Из последних побед — два первых места в номинациях для юниоров «Графический дизайн» и «Промышленный дизайн» на чемпионате WorldSkills Russia. Один день в московском колледже, или Где осваивают профессии будущего «Мы будем действовать, как Илон Маск»: пять интервью со студентами — победителями WorldSkills Основным языкам программирования учат в лаборатории «Информационные технологии и виртуальная реальность». Ребятам рассказывают и показывают, как обрабатывать массивы данных, разрабатывать приложения, игры и сайты. Слушатель технопарка Арсений Михайлов записался сразу на несколько курсов — дизайн и программирование на языках Swift и C++. «Хожу в технопарк, потому что хочу развиваться в программировании. После обучения в технопарке хочу выйти полностью подготовленным специалистом. Здесь современное оборудование и программы, преподаватели рассказывают интересно, ясно и понятно. Я занимаюсь и дома, сейчас работаю над сайтом», — говорит он. Куратор технопарка Артем Мозжаров обучает веб-разработке. По его словам, после прохождения полного курса, который длится 144 академических часа, можно стать востребованным специалистом. «Многие на курс веб-программирования приходят с недоверием. Но очень скоро понимают, как это актуально и какой низкий порог вхождения в курс, что спустя полгода занятий человек может заниматься разработкой сайтов и начать зарабатывать свои первые деньги», — уверен педагог. Студентов и школьников учат программировать и роботизированную технику. В одном из помещений технопарка под стеклом установлен роботизированный манипулятор-рука KUKA. Педагог «Наукограда» специально прошел обучение, а затем разработал образовательный курс. Ребят обучают языку KRL и основам управления роботом. Такая роботизированная рука используется на реальном производстве при сварке материалов, сборке устройств, в строительстве и даже в киноиндустрии. Для тех, кто интересуется VR-разработкой, в технопарке установили виртусферу. Это огромный шар, внутри которого человек в специальных очках может двигаться в любом направлении. По словам директора «Наукограда» Светланы Забелиной, здесь школьники могут исследовать самостоятельно созданную реальность. В технопарке также работает лаборатория Cisco, в которой проводят занятия по системному администрированию. А для тех, кто мечтает о небе, установили реальную кабину самолета Як-40. Воздушное судно спроектировали в СССР, а в технопарке ему заменили «начинку». Теперь это современный тренажер. Ученики отрабатывают команды диспетчера и знакомятся с принципами управления. Однако, по словам директора технопарка, основная задача тренажера — влюбить в профессии, связанные с авиацией. От идеи до реализации Центром следующей лаборатории «Робототехника и нейротехнологии» стала промышленная станция. Здесь ребятам демонстрируют, как устроены роботы, занятые в производстве. По словам Артема Мозжарова, все здесь выглядит почти в точности так же, как на заводе. «Здесь есть механизмы, приводы и в качестве мозга — компьютер», — поясняет он. Школьники также могут разработать модель робота и самостоятельно его собрать. Для этого оборудован кабинет, который больше похож на мастерскую с программируемыми фрезерными и лазерными станками и необходимыми инструментами. Подготовить и реализовать проект ребята могут, используя возможности всех лабораторий. Кроме того, материалы, как правило, заказывает технопарк. Перед этим слушателям, конечно, необходимо защитить проект, но важно, что здесь принимают любые идеи. «Недавно ребята придумали проект сортировки бумаги и представили его на инженерном форуме. Переделали принтер так, чтобы он мог распознать бумагу, на которой уже что-то напечатано с двух сторон, и отсортировать такую бумагу в одну стопочку, а чистую, которую можно использовать повторно, — в другую. Это очень полезный экологичный проект», — говорит Светлана Забелина. Разработки ребят могут заинтересовать индустриальных партнеров технопарка, среди них технопарк «Слава», Институт металлургии и материаловедения РАН, «НИИпроект» и другие компании. А «Наукоград» готов принимать от них задачи. «Если есть мелкая задача, пусть ее проработают студенты. Соответственно, если партнеры будут подбрасывать нашим студентам или школьникам такие задачи, то ребята поймут, зачем они осваивают практические навыки», — говорит директор по развитию технопарка Юрий Горвиц. О реалиях профессионального рынка рассказывают ребятам и представители крупнейших компаний. Слушатели уже встречались с сотрудниками лидеров российской ИТ-отрасли. «Это не просто кружок. Это связь с университетом и предприятием. Ребята видят траекторию развития», — добавляет Юрий Горвиц. Городская ферма и STEM-обучение: будущее технопарка В планах у технопарка — запустить новые направления профессиональной подготовки. Это, например, «Умный город», 3D-проектирование одежды, разработка мобильных приложений, искусственный интеллект и сити-фермерство, каждое из которых объединяет несколько дисциплин. «Это вертикальные интеллектуальные фермы, в которых выращиваются съедобные растения и травы — руккола, клубника, редис. Все это может масштабироваться — начиная от одного шкафа, который мы планируем поставить в кафе, заканчивая целыми плантациями», — поясняет Юрий Горвиц. К процессу обучения также планируется привлечь и родителей — они тоже смогут посещать лекции и совместные встречи с экспертами. «Это нужно, чтобы приходили родители и понимали, что делают их дети, что такое современное образование. Чтобы не было конфликта между пожеланиями детей и родителей», — добавляет Юрий Горвиц. Кроме того, в новом году начнут вести занятия по математике и физике, чтобы реализовать концепцию STEM-обучения (science, technology, engineering, math). На базе технопарка ребята смогут создавать проекты, охватывающие самые разнообразные направления — от науки до искусства. Обучение в технопарке Программы технопарка рассчитаны на детей старше 14 лет, но на занятия приходят и ребята помладше. По словам директора, это помогает в профориентации. Например, школьники попадают сюда по программе «Учебный день в технопарке», для них занятия проводят преподаватели «Наукограда». «Многие преподают в МФЮА или в МИТУ-МАСИ. Есть и студенты старших курсов, которые, на наш взгляд, лучше доносят информацию до школьников. В силу небольшой разницы в возрасте им легче объяснить, нет барьеров в отношениях», — говорит Светлана Забелина. По субботам и воскресеньям здесь проводят открытые мастер-классы по научным и техническим дисциплинам. В «Наукограде» занимаются и участники проекта «Московское долголетие». Слушатели «Наукограда», пройдя 36-часовые программы, получают сертификаты, которые дают право на дополнительные баллы к результатам ЕГЭ и льготы при поступлении в МФЮА и МИТУ-МАСИ (Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт). Как устроен телеграф и пейджер: музей «Наукограда» В «Наукограде» работает музей развития науки и техники. Посетители могут увидеть приборы, которые использовали в повседневной жизни в XIX–XX веках. Это не только далекие фонограф Эдисона, патефон, печатные машинки, первый телеграф и телеграфный ключ, но и настенные телефоны, кнопочный мобильный, пейджер и радиоприемники. В музее ребятам рассказывают о принципах работы устройств — например, как пользоваться первым диктофоном, аналог которого был еще у Льва Толстого, или отправить сообщение на пейджер. Все экспонаты можно потрогать. «Дети младше 13 лет не умеют пользоваться дисковыми телефонами. Для нас это повседневная история, а они поднимают трубку и пытаются нажать на клавиши. Они не понимают, что будет. Для таких ребят мы придумали такой маленький тренажер, чтобы они могли позвонить на соседний телефон», — рассказывает Светлана Забелина. В коллекции музея можно увидеть счеты и разные модели калькуляторов, логарифмическую линейку, арифмометр, звездный глобус, геодезические приборы — теодолиты и нивелиры. Также представлена учебная модель парового двигателя, морской хронометр, один из первых фотоаппаратов, телевизор «КВН» и многое другое. Музей будут еще расширять и модернизировать. В планах разместить рядом с каждым экспонатом по QR-коду, с помощью которого посетители смогли бы получить дополнительную информацию, послушать и посмотреть, как пользоваться предметом. Планируется, что разработкой займутся именно школьники. «Школьникам это интересно, потому что, не зная историю, ты не знаешь и будущего. Они понимают, что вектор идет в сторону упрощения. Все технологии рассчитаны на то, чтобы было проще, удобнее. Понимание этого позволит ребятам создавать современные проекты», — говорит Светлана Забелина. Работа на вырост: выпускники детских технопарков — об отложенных трудовых договорах Корабль с гелием и робот из акрила: что изобретают московские школьники Первый детский технопарк в Москве открыли в 2016 году. Сейчас их уже 17 — они работают в каждом округе. Технопарки взаимодействуют с 70 индустриальными и 36 образовательными партнерами. Выпускники некоторых детских технопарков могут получить не только дополнительные баллы к результатам ЕГЭ — школьники, успешно защитившие проекты, могут заключить отложенные трудовые договоры с предприятиями-партнерами. Это гарантирует им устройство на постоянную работу после окончания колледжа или вуза. В 2018 году слушателями детских технопарков стали 60 тысяч учеников 7–11-х классов школ и студентов колледжей, а с начала 2019-го их посетили около 70 тысяч подростков.

Лаборатория любви к профессии. Детскому технопарку «Наукоград» — два года
© Mos.ru