Войти в почту

Художник-иллюстратор Евгений Подколзин поделился опытом знакомства с «Фэнзинами» и рассказал об андеграундном самиздате

Направление, которое знакомо нашей стране, но давно забыто и сейчас вновь начинает набирать популярность. Когда-то в 80-ых, во времена вареных джинсов и подпольной продажи, Фэнзины в России были популярны. Их перешивали, сшивали, чего только не делали, и продавались они, как раз таки подпольно. Сейчас Фэнзины устарели и на замену им пришли Зины. Корреспондент «Экспресс-Новости» пообщался с тем, кто обучает своих студентов такому андеграунду - с Евгением Подколзиным - художником-иллюстратором, театральным художником-постановщиком и заведующим кафедрой в Институте графики и искусства книги им. В.А. Фаворского, и узнал, чем живут сейчас Зины. «Зин — это ностальгия по андеграунду в эпоху глобализма, каннибализма и тиражного фетишизма», - слова Анастасии Журавлевой (студентки школы Родченко). Зины - самодельные книжки, в которых может быть написано и изображено что угодно. Этому учат в институтах, в школах-мастерских, и их делают все те, у кого нет денег, чтобы сделать книгу в дорогостоящем издательстве. «Когда стало появляться движение фэнзин, то в основном это было вокруг рок групп, допустим, «фэнзинбиттлз», и других групп. Потом появились фэнзины футбольных болельщиков и «травелзины». Сейчас слово «Фэн» ушло, и на замену пришли «Зины». Это свободная форма, сокращенная от Magazine-журнал. Они появились 10 лет назад. Если фэнзин был периодическим изданием, то сейчас для Зин это уже роли не играет»,- говорит Евгений Подколзин. Как правило, такие книги представлены в единственном экземпляре, либо в небольшом количестве тиража. Они могут быть разных размеров, сделаны на разной бумаге, могут быть даже просто скреплены дыроколом с веревкой, а на страницах проступать зарисовки ручкой или приклеенные детали. Также распространены маленькие редакции, где собираются люди, которые хоть немного разбираются в типографии, и люди, которые умеют слушать, что вы хотите сделать, и делают «андеграундные» вещи. «Бумажная форма популярна сейчас у молодежи, и вообще это направление молодежное. От начала и до конца Зины делает художник сам. На принтере распечатаны страницы и на скрепку насажены. Зин, это отдельное явление, оно не является продолжением фэнзин»,- по словам Евгения. Пока многие только начинают во все это углубляться. Самиздат на месте не стоит. Среди него можно увидеть дневники, рассказывающие лирические темы о подростковой любви или о летней поездке на море. Красивые голые девушки с котиками, смятые простыни, молодость. Это и романтические, депрессивные истории, окраины и многоэтажки, цветы, воспоминания, пленка. Это все, что молодых, и то, что они переживают в этот период. Также есть Зины, где нет картинок, но где присутствуют запахи, книгу можно чувствовать. Такие авторы, с бушующей и тонкой фантазией могут придумать что угодно, и как угодно воплотить в книгу. Но не всем такое понятно. «Зины могут быть разных форм, такими, как «тихая книга», там нет текста, только серия картинок. Лаура Карлин, известная художница, делала одной из первых «травэлзин». Ефим Барбан (журналист) издавал когда-то подпольный журнал про джаз, а Артемий Троицкий (рок-журналист) тоже был связан с этим направлением и делал что-то связанное с панк», - говорит художник-иллюстратор. Все Зины очень разные, но у них есть безусловное сходство: ощущение самодельности, личного подхода, тактильности книжки, которую приятно держать в руках. Выставки, где они представлены, как глоток свежего воздуха, даёт понять людям, что самиздат, который ассоциируется в России с переснятыми и переплетенными вручную запрещёнными книгами, уже давно канул в прошлое. И такое уже современное искусство, как Зины, это совершенно другое направление.

Художник-иллюстратор Евгений Подколзин поделился опытом знакомства с «Фэнзинами» и рассказал об андеграундном самиздате
© express-novosti.ru