Стратегии развития Союзного государства в контексте ЕАЭС обсудили на совместном заседание Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания России, Российско-Белорусского экспертного клуба и Института Европы РАН
26 ноября в Москве состоялось совместное заседание Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации России, Российско-Белорусского экспертного клуба и Института Европы РАН. Заседание проводится во исполнение рекомендаций Итогового документа Пятого Форума регионов по расширению научно-экспертного взаимодействия с участием Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального собрания России и Российско-Белорусского экспертного клуба. В ходе встречи эксперты представили конкретные рекомендации в сфере экономики, безопасности, гуманитарного сотрудничества по развитию Союзного государства. В мероприятии приняли участие Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ильяс Умаханов, государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота, Председатель Комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергей Рахманов, Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, член Правления Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания России Константин Косачев, Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев, Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению, председатель Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Геннадий Давыдько, а также представители бизнеса, посольства Беларуси, МИД России, ректоры ведущих вузов двух стран и директоры НАН Беларуси. Скачать программу и список участников мероприятия Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ильяс Умаханов «Мне доставляет большую радость передать всем участникам нашего заседания добрые слова приветствия от Председателя Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерациии от Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвеенко. Эти слова приветствия в первую очередь адресованы нашим белорусским друзьям во главе с Сергеем Кимовичем Рахмановым и всем участникам нашего заседания с пониманием того, что это наше заседание открывает новый формат взаимодействия. Это первое такое совместное заседание и символично, что мы его проводим именно с Белоруссий, с нашим братским государством, братской страной. (…) Не могу также не поблагодарить и руководство Института Европы, во-первых, за проработанную программу, очень интересную тематику и за те рекомендации, которые содержатся в Проекте наших итоговых документов. Более того, хочу вам сказать, что предварительно мы успели это обсудить с Валентиной Ивановной Матвиенко, и какие-то из этих предложений будут предметом обсуждения на совете Межпарламентской Ассамблеи [СНГ], которая открывается в четверг. Как я уже сказал, все эти идеи и рекомендации найдут воплощение в наших обращениях в адрес соответствующих министерств и ведомств, и мы постараемся рассматривать наше сегодняшнее заседание не как завершение работы, а как старт нашего совместного взаимодействияв направлении стратегии развития Евразийского экономического сотрудничества». Председатель Комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Белоруссии Сергей Рахманов «Вопрос о внешних и внутренних вызовах, стоящих перед Союзным государством (да и не только перед Союзным государством, а перед всеми интеграционными структурами), является ключевым. Для этого необходимо усилить экспертную составляющую не только на бюрократическом уровне, а на сущностном. Нам надо выработать такие схемы, которые позволили бы нам реально взаимодействовать вместе, как единое целое. Пока на сегодня у нас такого уровня нет. Мы независимо и самостоятельно пытаемся развивать внутреннюю экономику, но на внешнем контуре мы вообще практически не взаимодействуем. Этот вопрос нужно решать очень быстро и оперативно. И в России, и в Белоруссии есть достижения, по целому ряду направлений мы являемся мировыми лидерами и превосходим даже такие страны, как США, Германия и Япония, но нам нужно делать это в значительно большем масштабе, пока же это разовые примеры. (…) Поэтому нам нужно усилить экспертную составляющую и важно, чтобы здесь присутствовали представители не только академического сообщества, исполнительной и парламентской власти, но и представители нашего бизнеса. Необходимо создать постоянно действующую группу экспертов (может быть, это была бы ассоциация аналитических центров России и Беларуси). У нас до сих пор нет совместного аналитического органа, помимо клубов. Надо выходить на уровень, который позволил бы привлекать на постоянной основе всех заинтересованных». Директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН Алексей Громыко «Я хотел бы предварительно сказать о том, что в последний год от ряда коллег и организаций как в России, так и в Белоруссии поступила идея о создании ассоциации международных исследований, где ядром бы стали экспертные структуры наших двух стран. Многие наши коллеги обратили внимание на то, что следующий год будет годом, когда мы будем отмечать 110 лет со дня рождения Андрея Андреевича Громыко. В связи с этим возникла идея, как можно сформировать всю концепцию ассоциации и как сделать так, чтобы она могла по максимуму работать на аналитику и экспертное взаимодействие наших двух стран. (…) В проект рекомендаций входит идея о проведении ежегодной экспертной сессии в рамках Форума регионов России и Белоруссии. Ещё один очень важный блок вопросов – это проведение Конкурса молодых международников в следующем году. В этом году у нас есть очень положительный опыт проведения конкурса в рамках Союзного государства, а в следующем году мы предлагаем поднять этот проект до масштаба СНГ». Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота «Ещё пять лет назад, при встречах с журналистами и научным сообществом мы ссылались на то, что у нас нет постоянно действующего партнёра в виде экспертного сообщества, которые достаточно глубоко знают проблемы интеграции, чтобы позволить себе говорить с ними на одном языке. Сейчас уже этой проблемы нет, это экспертное сообщество состоялось. Мы все – партнёры. Также очень радует то, что у нас развиваются динамично в этом же ключе отношения с нашими парламентариями, и парламентарии уже сейчас берут инициативу в свои руки по многим вопросам, включая и сегодняшнее наше совещание. Те рекомендации, которые подготовлены, вполне могут стать хорошей базой для документа, хотя, естественно, я думаю, что они будут сегодня в процессе обсуждения дополняться, но это качественный документ, который может быть взят за основу. Одна из проблем заключается в том, что (…) вместо того, чтобы решить какую-то конкретную задачу, нам предлагают создать какую-то комиссию, какую-то рабочую группу, обсудить, продумать перспективу и так далее. Это называется заменить результат процессом. Такая тенденция есть, и хочу вас, экспертное сообщество, призвать к тому, чтобы тоже обратить на это внимание, а мы с удовольствием будем прислушиваться к вашим пожеланиям». Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев «Белоруссии и России необходимо уточнить цели и задачи развития Союзного государства, а также провести оценку существующих двухсторонних интеграционных процессов в контексте с развитием ЕАЭС. Первое, что необходимо сделать – это непосредственно проанализировать двусторонние отношения Белоруссии и России, так как их часто подменяют повесткой Союзного государства. Далее необходимо провести анализ степени интеграции Союзного государства Белоруссии и России. И, в-третьих, проанализировать функционирование Союзного государства в сравнении с другими интеграционными объединениями, к примеру, ЕАЭС. В настоящее время проект Союзного государства реализован не в том объеме, в котором его задумывали авторы, а именно – не принят конституционный акт, не создана единая правовая система, не утверждено право собственности Союзного государства. Кроме того, не созданы наднациональные органы власти, т.е. не образовано юридическое лицо Союзного государства. С целью определения дальнейших, перспективных путей развития Союзного государства важно проанализировать: что сделано, что делается, но еще не сделано, и какие положения Союзного договора стороны не планируют выполнять. Решение всех этих вопросов является одной из первостепенных и приоритетных задач Белоруссии и России». Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению, председатель Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Геннадий Давыдько «Союзное строительство уникально тем, что здесь важен не результат, а сам процесс строительства. Строительство, как политический факт и аргумент в нашей совместной современной борьбе важнее, чем стремление скорее построить. Если мы сейчас начнём форсировать вопрос, создавать некие группы и межпарламентские комиссии, то мы просто всё поломаем. Всё под контролем, всё идёт, всё работает, но всё это носит простой, деловой и достаточно будничный характер. По мере возможности мы освещаем эту работу. Сейчас я бы сосредоточился на необходимости утвердить некие приоритеты. Мне кажется, нужно определиться с тем, что работает, надо за этим следить, осуществлять контроль и развивать, а на что надо уделить отдельное внимание и усилить именно эту отрасль в нашем процессе союзного строительства. Что касается образования Союзного Государства и Евразийского экономического союза, вы абсолютно правильно говорите, что те инструменты, которые должны помогать, на самом деле мешают и действительно получается так, что при определённом союзном строительстве, при прорыве, который там необходим, мы вынуждены оглядываться и думать о том, как это всё приложить к тем обязательствам, которые нас уже связывают в рамках других интеграционных проектов. Мне кажется, что надо смело идти вперёд. Время требует от нас большей агрессивности и большего прорыва. Сейчас идёт информационная война. Время заставляет считать средства массовой информации силовыми структурами, которые воюют ежедневно. Сегодня это главное орудие. Необходимость усиливать интеллектуальный и информационный потенциал Союзного государства– вот главный пафос сегодняшнего моего присутствия и выступления в этом уважаемом сообществе. Я считаю, что на сегодняшний день очень важно усиливать пропаганду работы Союзного Государства. И даже не работы Союзного государства, а самой его идеи». Ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Геннадий Пальчик «На данном этапе развития наших отношений можно выделить ряд позиций, которые, безусловно, требуют решения. Мы говорим, конечно, об организации сетевых университетов. Сегодня, учитывая наши общественные связи, формирование на облачной платформе единого информационного ресурса требует какой-то унификации особенно в рамках развития ЕАЭС, причем это изложение должно быть, учитывая интеграцию, на русском языке, потому что у ряда наших стран-партнеров часть материалов отсутствует на русском языке, что затрудняет определенное продвижение интеграционных процессов. Можно достаточно эффективно расширить практику двойных дипломов как элемента интеграции. Только в Беларуси и России существует интеграция в части безусловного признания ученых степеней и ученых званий кандидата и доктора наук, что, как вы знаете, отсутствует на постсоветском пространстве». Исполнительный директор Российско-белорусского экспертного клуба Вячеслав Сутырин «У нас есть очень конструктивный опыт этого года – проведение Конкурса экспертов-международников Союзного государства России и Беларуси. Удалось собрать на этот конкурс около ста пятидесяти заявок, причём каждая заявка должна была быть полновесным аналитическим документом от молодого учёного до 30 лет, содержащим конкретные предложения и рекомендации. Конкурс в 2019 году решено поднять до уровня СНГ. В 2019 году мы будем отмечать 110-летие со дня рождения Андрея Андреевича Громыко, конкурсу решено присвоить его имя. Поэтому вполне закономерно и символично, что Россия и Беларусь будут в центре этого проекта, который выходит на уровень СНГ. Проект поддержан МФГС СНГ и МИД России. Приглашаем вас участвовать в этом мероприятии в качестве соорганизаторов и направлять ваших учеников, чтобы в 2019 году этот конкурс сделать максимально полезным для наших стран». Директор Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Белоруссии Валерий Гончаров «Мы ведем работу по созданию экспертного центра, и должна идти работа по формированию целого набора экспертных центров, которые должны объединяться как некое подобие пирамиды. Я бы советовал нашу экспертную деятельность включить в законодательные акты. Пускай это будет мягкая сила, как говорилось сегодня, но, например, продвижение программы Союзного государства мы могли бы оградить каким вариантом? Есть концепция программы, и она сначала проходит экспертное обсуждение в наших клубах, и только если она получает одобрение, то органы госуправления принимают её к дальнейшему прохождению, но не наоборот, когда энтузиасты продвинули, а дальше уже хоть трава не расти. Следующий элемент сценария (понятно, что они не друг за другом дискретно следуют, это параллели) – гармонизация законодательства, гармонизация нашей системы планирования и прогнозирования. Имея стратегию, мы тем самым выходим на видение будущего глазами не просто ученых, а глазами потребителя этого будущего». Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев «Мы предлагаем совместно, с участием всех заинтересованных сторон, реализовать задачу по развитию совместных прорывных научно-образовательных проектов и технологий для более полной реализации уникальных интеллектуальных потенциалов наших стран. Мы также предлагаем рассмотреть возможность формирования в Евразийском экономическом союзе межгосударственной системы поддержки совместных научно-образовательных проектов, направленных на реализацию приоритетных направлений развития евразийской интеграции. Важно учитывать опыт реализации программ Союзного государства по разработке новых технологий и созданию инновационной продукции. В условиях ограниченности финансовых ресурсов у стран Евразийского экономического союза предлагается определить возможные механизмы софинансирования совместных научных и образовательных проектов, включая национальные фонды поддержки научных исследований, Евразийский банк развития, а также возможности формирования совместного фонда поддержки научных и образовательных проектов». #SLIDER_6687#