Войти в почту

Экспедиция с мольбертом. Наследие Кавказа сохраняют молодые живописцы

В поисках символа Проект экспедиции «Наследие Кавказа» придумали в Чеченском государственном педагогическом университете (ЧГПУ). члены Союза художников России заведующая кафедрой изобразительного искусства, заслуженный художник Чечни Элита Дадакаева и преподаватель кафедры ИЗО Сабина Даудова побывали в Нальчике, Карачаевске, Ставрополе, Владикавказе, Магасе, Махачкале и Грозном и провели мастер-классы по живописи для студентов. Они предложили учащимся изобразить символы, которые связаны с традициями и культурой. «Проект рассчитан на студентов, которые занимаются дизайном, декоративно-прикладным творчеством, изобразительным искусством и народными промыслами, - рассказала Элита Дадакаева. - Мы хотели заинтересовать творческую молодёжь Северного Кавказа традиционными ремёслами, их сохранением, развитием и продвижением». Студенты художественных специальностей годами рисуют натюрморты, портреты, пейзажи на пленэрах. На занятиях они учатся использовать классические приёмы академической живописи. В этот раз полёт фантазии студентов ограничивало только время - на каждый мастер-класс отводилось около двух-трёх часов. За это время они готовили этюды, а затем рассказывали, почему выбрали тот или иной символ и что он значит. Нарушая законы живописи Один из мастер-классов Элита Дадакаева и Сабина Даудова провели в Северо-Осетинском государственном университете имени Коста Хетагурова (СОГУ). Там не только преподают академический рисунок и живопись, но и побуждают студентов экспериментировать в рамках современного искусства, исследовать образцы русской школы и европейских мастеров, интегрировать в своё творчество элементы родной культуры. «В каждой республике Северного Кавказа сформировалась своя школа живописи, и мне было интересно узнать, как пишут картины в Чечне, - рассказал профессор кафедры изобразительного искусства СОГУ Олег Басаев. - Я благодарен Элите Дадакаевой за внимание и необычный эксперимент, который позволил студентам выйти за рамки классики и показать, как молодёжь видит свою культуру в эпоху глобализации. Студенты изображали башни, горные пейзажи, людей в национальных костюмах, осетинские орнаменты. Работы у всех разные, и я считаю, что в них проявилось нечто подсознательное и интуитивное. Были откровенно смелые этюды, нарушающие все законы живописи, но при этом притягательные. Преподаватели помогут доработать их, чтобы лучше раскрыть индивидуальность автора». Олег Басаев считает, что обмен опытом между студентами-живописцами Северного Кавказа важен для взаимного развития, познания и понимания молодыми людьми своей и соседской культуры. Студенты СОГУ ездят за вдохновением в регионы СКФО, а преподаватели из вузов республики проводят мастер-классы в Северной Осетии. «Обмен знаниями помогает студентам найти свой стиль в искусстве и писать работы, которые будут интересны не только местным жителям», - уверен профессор Олег Басаев, член-корреспондент Российской академии художеств. Своё видение В Ставрополе художницы провели мастер-классы в филиале Московского педагогического государственного университета (МПГУ) для студентов вуза и колледжа на его базе. Желающих набралось 30 человек, и их пришлось разбить на две группы, чтобы занятия прошли комфортно. «Элита Дадакаева дала задание, дающее простор для творчества: она предложила им оставить послание потомкам, изобразив то, что они считают важным и близким для себя, - рассказала доцент кафедры дизайна и рекламы ставропольского филиала МПГУ Лилия Григорова. - Работали гуашью. Многие студенты изобразили море, солнце и корабли. Девочка из Казахстана представила горный пейзаж, а ставропольчанка Татьяна Щеглова - азиатский фонарик. Были работы с изображением протянутых рук - в знак щедрости и принятия. Сама Элита Давыдовна тоже написала этюд с чеченской башней, полумесяцем и колесом - символом солнца». В каждом городе, где проходили мастер-классы, организаторы выбрали авторов трёх лучших работ. В Ставрополе в тройку счастливиц попала второкурсница Татьяна Щеглова с азиатским этюдом. «Я изобразила бумажный фонарь с надписями на корейском языке, которые адресованы дорогому мне человеку, - рассказала художница о своей работе. - Фонарь для меня символизирует тепло, любовь и заботу близких, которые всегда готовы поддержать. Я начала изучать корейский язык и мечтаю побывать в Южной Корее, чтобы поближе познакомиться с её культурой и традициями. Жду с нетерпением поездки в Грозный, где, как нам сказали, пройдёт ещё один мастер-класс с отбором лучших работ».

Экспедиция с мольбертом. Наследие Кавказа сохраняют молодые живописцы
© АиФ Ставрополье