Не хватает людей и денег. За счёт чего выживать регионам Северного Кавказа
Будущее человечества - за крупными городами, уверены эксперты, поэтому регионы России борются за приток населения, а заодно и за ресурсы из федерального центра. Южная окраина страны людей пока только теряет. Элита мигрирует Всем субъектам России приходится конкурировать за финансовые ресурсы из федерального центра. Побеждают те, у кого есть преимущества. Это может быть климат, полезные ископаемые или географическое положение, а может быть и инфраструктура, например, современные образовательные центры. «Мы живём в эпоху, когда регионы становятся вторичными по отношению к мегаполисам. Концентрация людей в крупных городах неизбежна. Борьба за миграцию населения станет одной из составляющих борьбы регионов за ресурсы», - объяснил руководитель центра Сергей Старовойтов. Пока что южные регионы не притягивают, а теряют население. «Только Дальний Восток в этом нас опережает, - говорит доцент Института социологии и регионоведения ЮФУ в Ростове Андрей Бедрик. - Особенно это касается той части молодёжи, которая формирует интеллектуальную элиту, то есть способна получить и получает высшее образование. Её отток - риск для экономического и политического развития регионов». По данным Росстата, с 2017 по 2018 год СКФО за счёт миграции потерял более 25 тыс. человек. Отток населения удалось перекрыть высоким естественным приростом.Толчок развитию дотационного Северного Кавказа дают в первую очередь всё-таки федеральные финансы. Однако бороться за них, по словам политолога Евгения Минченко, можно по-разному: жаловаться на проблемы и вызывать «золотой дождь» к региональным выборам или же вовремя подавать заявки на участие в целевых программах. Вторым способом лучше всего пользуются два региона России - Татарстан и Чечня. Его коллега Дмитрий Фетисов посоветовал использовать для развития регионов их географическое положение в транспортных коридорах «Север - Юг» через Каспийское море и «Евразия» - по водному каналу Волга-Дон. Эксперт призвал по этим путям, в которые вкладываются федеральные средства, наращивать товарооборот и с другими странами, и между субъектами федерации, налаживая взаимовыгодное сотрудничество. Туристическая легенда Ещё один ресурс для укрепления экономики северокавказские регионы видят в развитии туризма. По мнению профессора ВШЭ Олега Матвейчева, потенциал у этой отрасли действительно есть. За год в СКФО она показала прирост в 40%. Но в абсолютных цифрах это только три миллиона человек в год. Отчасти в этом виноват перекос в сторону развития горнолыжных курортов, рассчитанных на узкую аудиторию спортивных людей с достатком выше среднего. По мнению Матвейчева, лучше делать ставку на круглогодичные курорты, доступные людям с разным достатком. Причём деньги, по его словам, должны вкладывать частные инвесторы, а бюджетные средства лучше направлять на инфраструктуру и обеспечение безопасности. Матвейчев предложил продвигать курорты республик СКФО под единым брендом с Кавминводами, потому что туристы могут совмещать отдых в санаториях с турами по Кавказским горам. Но местные эксперты с этим не согласились. «Я не особо верю, что удастся договориться об общих туристических брендах. Это противоречит принципу соперничества за ресурсы федерального центра», - заявил доктор философских наук из Ставрополя Виктор Авксентьев. На его взгляд, самая большая проблема Кавказа - деиндустриализация и отсутствие современных производств. Директор Института социального маркетинга Сергей Хайкин назвал ставку на туризм национальной легендой. Однако признал, что даже чеченский курорт «Ведучи», создание которого «полностью противоречит здравому смыслу», оказался полезным для создания образа безопасной республики. «В будущем «Ведучи» станет брендом Чечни», - уверен он. Ставрополье эксперты назвали центром стабильности в СКФО. Регион с ролью локомотива, по мнению директора Центра политического анализа Павла Данилина, неплохо справляется: не только заместил иностранное зерно и американские «ножки Буша», но и вышел со своей продукцией на международные рынки. Край обеспечивает 40% поставляемого за границу мяса птицы, продаёт туда баранину, зерно, сахар. В экспорте продовольствия политолог и видит перспективы развития экономики и СКФО, и России в целом, ведь 50% населения мира испытывают недостаток в продовольствии, а цены на него с 2004 года постоянно растут.