Не подписал – уехал без подарка
Хабаровский юрист Михаил Слепцов о том, как в 1993 году «собирали» главный документ страны: В Кремль, как на работу - Уже 26 лет центром правовой системы в нашем государстве является Конституция Российской Федерации. «Рождалась» она в достаточно сложное время. Советского Союза уже не существовало, а страна продолжала жить по его старым документам. Тогда обе ветви власти (исполнительная и законодательная) готовили свои версии основного закона. Разница сводилась, фактически, только к одному: кто будет управлять страной - президент или парламент. В 1993 году противостояние президента и парламента вошло в пике. После вооруженных столкновений в Москве и роспуска съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ президент России Борис Ельцин предложил свой, как тогда говорили, «альтернативный вариант» Конституции, а для его доработки созвал Конституционное совещание. Было создано пять палат, в которые вошли представители государственных органов, регионов, местного самоуправления, партий и общественных организаций, предпринимателей со всей страны. Единственной задачей 2500 представителей было выработать и скорректировать текст Основного закона. Меня выдвинули от региона (в партии я не состоял), как представителя юристов от исполнительной власти, так как в то время я работал начальником юридической службы в администрации Хабаровского края. Делегация региона включала ещё трёх человек: председателя Хабаровского краевого Совета народных депутатов Игоря Николаевича Цветкова, первого заместителя главы администрации края Юрия Фёдоровича Матвеева, председателя комитета по законности краевого Совета народных депутатов Анатолия Фёдоровича Левина. Помню, нас в Москве поселили в гостинице «Россия». В Кремль ходили, как на работу, каждый день, используя соответствующие пропуска. Основа текста, так называемая «болванка», уже существовала. В течение трёх месяцев мы обсуждали и формулировали каждую статью. Затем рекомендации сводила и обобщала рабочая группа. В нашей пятой группе Конституционного совещания чаще всего председательствовал зампред правительства России Сергей Шахрай. Чтобы решать спорные вопросы, придумали даже Конституционный арбитраж. Его возглавил академик Владимир Кудрявцев. Споры были настолько жаркие, что многие срывали голоса. В основном разногласия были связаны с вопросом распределения полномочий между ветвями власти. Многие утверждали, что президенту предоставлено слишком много свободы. «А если на пост попадёт невменяемый человек? Насколько будет сложна процедура объявления импичмента?!» Но победила точка зрения, согласно которой президент - глава государства и политический арбитр. Я лично голосовал «за» эту модель. После подписания итогового варианта Конституции каждому участнику подарили ручку с золотым пером. Но единодушия всё же не было. Были те, кто принципиально отказывались подписывать документ. Так, от нашего края не подписал Анатолий Левин. И уехал без памятного подарка. Во время споров над проектом Конституции возникали и предложения, которые были негативно восприняты и однозначно отвергнуты большинством без долгих колебаний. Были те, кто боролся за возможность выхода республик из состава нашей страны. Но большинство понимало, что это может привести к распаду уже России. Уже тогда были и те, кто с помощью Основного закона хотели защитить права сексуальных меньшинств... Я горжусь тем, что приложил руку к корректировке 43-й статьи Конституции, связанной с получением высшего образования. «Каждый вправе получить высшее образование бесплатно на конкурсной основе», - так звучит она сейчас. Первоначальный текст предполагал отсутствие бюджетного, а значит, бесплатного обучения. Я сам родом из небольшого села Бриакан. В 1980 году закончил с отличием юридический факультет Дальневосточного государственного университета во Владивостоке, учился бесплатно. И в 1993-м я осознавал важность выпавшего мне шанса - отстоять бесплатное образование, ведь это решающий фактор в определении дальнейшей жизни молодого поколения студентов. Поправочки К июлю 1993 года уже сбалансированный проект был предложен на рассмотрение президенту России Борису Ельцину. Документ существенно отличался от прежних Конституций. Впервые права человека были признаны данными от рождения. Конституция закрепляла не текущее положение дел, а образ будущей России - демократическое, правовое федеративное государство. В готовый проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, Ельцин собственноручно внёс несколько поправок. В известную нам формулировку 81 статьи («Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков») было внесено продолжение - слово «подряд». То есть, президент одним движением повлиял на будущее России. Утверждать Конституцию глава государства предложил через народное голосование. 12 декабря 1993 года состоялся всенародный референдум, на который пришли порядка 58,2 млн. россиян, то есть 54,8% от всего числа избирателей. В Хабаровском крае процент проголосовавших «за» Конституцию составил более 70%. Я уверен, что для создания новой Конституции сейчас нет кардинальных причин. Возможно, не помешает внести незначительные корректировки. Например, нужны изменения, которые бы позволили усилить контроль за исполнительной властью, минимизировать злоупотребления, в том числе препятствовать развитию коррупции. Для этого требуется расширить контрольные полномочия парламента и Счётной палаты. Можно подумать о расширении полномочий Центрального банка. Сейчас финансовая политика в стране слабая. Банку можно было бы предоставить полномочия по регулированию курса рубля по отношению к мировым валютам, по выпуску ценных бумаг. В остальном Конституция и так постепенно дорабатывается, изменяется. Не так давно была внесена поправка относительно увеличения срока избрания президента - с 4 до 6 лет. Я однозначно поддерживаю это решение. Жизнь показала, что четырёхлетнего срока полномочий мало. А бесконечные выборы народу не нужны.