На что будет способно первое российское суперприложение, запущенное Тинькофф

В России создано первое мобильное суперприложение (или суперапп) – его запустила группа Тинькофф на базе своей экосистемы. Суперприложение – это мобильное приложение, которое может решать практически любые задачи современного человека, связанные с финансами, досугом, стилем жизни. Ранее сообщалось о том, что над своими суперприложениями работают Яндекс, Mail.ru и другие крупнейшие игроки. Идея суперприложения не только не нова, но и уже успешно реализована в Китае одними из крупнейших участников рынка — это мессенджер WeChat, созданный холдингом Tencent, и сервис AliPay от Alibaba Group. Приложения объединяют в себе множество функций — от мессенджеров до онлайн-торговли и инвестиций. Так, по данным на конец 2018 года WeChat содержал свыше 1 миллиона мини-приложений, которыми ежедневно пользовались свыше 200 миллионов человек. В Alipay на начало 2019 года было 120 тысяч мини-приложений, а самим приложением каждый день пользовались 230 миллионов человек. Есть свои суперприложения и в других странах Азии — их появление было обусловлено бумом продаж дешевых смартфонов в 2010-х годах в этом регионе. В России пока ничего подобного не появлялось — до сих пор крупные компании предлагали лишь некие прообразы суперприложений — мобильные приложения, в которые интегрированы всего несколько сервисов из их экосистем — например, Яндекс.Такси или Вконтакте. Поэтому на рынке стоял открытым вопрос – кто же запустит в России суперприложение первым — Яндекс, Сбербанк, Mail.ru, МТС или Тинькофф? У Тинькофф суперапп, как и у других, тоже возник в результате развития банковского мобильного приложения, построенного на базе их финансовой экосистемы. В последнее время Тинькофф развивал прямо в мобильном приложении не только банкинг, но и лайфстайл-сервисы: покупку билетов в кино, в театры, на концерты, бронирование столиков в рестораны, запустил собственное онлайн-агентство путешествий и так далее. Ключевым элементом супераппа станет маркетплейс, к которому смогут подключаться по open API партнеры компании и предлагать прямо в мобильном приложении свои товары и услуги. Получится своего рода внутренний магазин приложений apps-in-app. Именно по такому пути пошел в свое время китайский WeChat — он дал внешним игрокам возможность создавать внутри себя собственные мини-приложения, и таким образом подмял под себя рынок. В стартовой версии суперприложения Тинькофф появятся и добавятся до конца года сразу несколько новых сервисов через такие мини-приложения — Красота, Здоровье, Клининг, Квесты, Косметика, Доставка цветов. То есть, прямо в суперприложении можно будет записаться к врачу и в клиники в разных городах России, в салоны красоты, на квесты, заказать уборку квартиры, доставку цветов, купить косметику и т.д. Среди других партнеров из числа крупнейших игроков на рынке, которые могут скоро подключиться к супераппу Тинькофф, называются онлайн-гипермаркет Goods.ru, группа компаний «Литрес», сервис доставки еды «Утконос», сервис заправок на АЗС «Турбо», одна из крупнейших продуктовых сетей (не называется). В Тинькофф обещают, что скоро в суперприложении появятся все виды онлайн-ритейла с возможностью заказа прямо в приложении (продукты, книги, одежда и обувь, техника и так далее), досуг и городские развлечения (квесты, экскурсии, лекции, выставки, вечеринки, мастер-классы и так далее), фитнес и велнесс, доставка готовой еды и цветов, автотовары и автоуслуги, детские товары и услуги, транспорт, логистика, каршеринг, медицинские и косметические услуги и многое другое. По словам старшего вице-президента Тинькофф Артема Яманова «суперприложение Тинькофф — это одновременно и свой внутренний AppStore с мини-приложениями, и первый российский WeChat на финансовом рынке с партнерскими сервисами и услугами. «В отличие от других российских экосистем и банков мы пошли по собственному пути — не стали массово скупать бизнесы, а привлекли в наш суперапп по принципу взаимной выгоды лучших на рынке партнеров, разделяющих качество и ценности Тинькофф». И вот здесь, похоже, Тинькофф сделал ход конем — как классический disruptor (то есть нарушитель правил) на рынке. В России сейчас есть две финансовые экосистемы — у Сбербанка и Тинькофф. Сбербанк известен тем, что агрессивно скупает компании (или долю в них) в самых разных сферах, которые пока не интегрированы в единую экосистему, а скорее напоминают холдинг. Тинькофф же выбрал другой пусть и — за отсутствием таких ресурсов как у Сбербанка - решил привлечь в свою экосистему лучших игроков рынка за счет дополнительной выгоды для них. В итоге выигрывают все — и Тинькофф, и партнеры, и в конечном счете — клиенты. Вдобавок суперприложение будет строиться на интеграции со всеми остальными сервисами экосистемы Тинькофф — инвестициями, мобайлом, банкингом для бизнесоа, страхованием на основе уже реализованного единого Tinkoff ID. В компании говорят, что уже достигнуты соглашения с крупнейшими игроками рынка в этих сферах, услуги которых пользователи будут получать со скидками и кэшбеком. В Тинькофф стоят планы, что к 2023 году их экосистема и суперприложение должны объединить более 20 миллионов человек (сейчас в экосистеме 10 миллионов клиентов). У супераппа Тинькофф хорошие шансы выстрелить, поскольку у банков есть преимущества над IT-компаниями — более глубокое знание клиента и его транзакций. Кроме того, в случае с маркетплейсом они могут для своих партнеров интегрировать свои же услуги — например, кредитование покупок в суперприложении. Плюс, зная, чем живет и как тратит клиент, банки могут делать таргетированные предложения товаров и услуг с кэшбэком. У IT-компаний такого знания о клиенте, как правило, нет. Разработчики обещают, что суперприложение будет строиться на базе искусственного интеллекта и подстраиваться под запросы и интересы конкретного человека. То есть с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения оно будет предугадывать запросы и потребности пользователя и знать, что ему нужно здесь и сейчас. «Искусственный интеллект будет предугадывать, например, какая потребность есть сейчас у человека, открывающего мобильное приложение — в зависимости от места, времени, последних транзакций и десятков других факторов. И будет сам сходу предлагать варианты, как удовлетворить ее, опережая действия и экономя время клиента», — говорит Артем Яманов. В Тинькофф также обещают персонализацию каждому пользователю. Фактически каждый клиент будет видеть свое личное мобильное приложение со своей собственной структурой. Такой личный суперапп будет компоноваться из разных блоков и каналов общения специально для конкретного клиента — на основе его предпочтений и транзакций. Основываясь на предпочтениях пользователя, приложение может понять, делает ли человек ремонт, есть ли у него дети, автомобиль, какие у него предпочтения в еде, готовится ли он к путешествию или свадьбе и так далее. Яманов приводит пример, как такой подход будет работать на примере человека, готовящегося к свадьбе: «Например, обнаружив, что человек покупает свадебные кольца, мы покажем ему в "Историях" или через голосового помощника Олега предложения, которые также могут быть ему интересны. Например, подборку лучших ресторанов с банкетными залами, свадебные товары и лучших кондитеров, которые делают свадебные торты на заказ. Покажем варианты свадебного путешествия через наш собственный трэвел-сервис (если нужно — в рассрочку от наших партнеров) по лучшим ценам. Или варианты бронирования автомобиля и отелей, страховку для поездки, маршруты экскурсий, рестораны. Расскажем, как получить tax free в зарубежных поездках, другие способы сэкономить. И все это — с отличным кэшбэком!», — добавляет топ-менеджер Тинькофф. Одновременно суперприложение будет выстраивать сервисы Тинькофф и предложения партнеров в сквозные сценарии. Например, предложит вызвать такси или выбрать и заказать букет цветов, если клиент забронирует в ресторане столик на двоих. А уже в самом ресторане через голосового помощника или пуш-уведомление напомнит о возможности оставить чаевые через CloudTips (сервис Тинькофф для чаевых, донатов и пожертвований). В Тинькофф также обещают, что управлять всеми многочисленными сервисами суперприложения сможет собственный голосовой помощник Олег, который также будет знать, зачем пользователь открывает суперапп, и что ему нужно в конкретный момент. Уже сейчас суперприложение (версия 5.0 мобильного приложения Тинькофф) доступно части пользователей на iOs, а до конца года появится у всех пользователей iOs и Android.

На что будет способно первое российское суперприложение, запущенное Тинькофф
© Lenta.ru