«Адмирал Кузнецов» вернется в строй нескоро
В конце ноября на 35-й Судоремонтный завод, филиал Центра судоремонта «Звездочка (Мурманск), прибыла столь представительная делегация, что таким составом впору принимать как минимум построенный стратегический атомный подводный крейсер. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев. Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис. И еще почти 20 чиновников рангом пониже. Но собрались они для того, чтобы всего лишь обсудить проблему реконструкции сухого дока. Проверить ход работ, наметить первоочередные цели и дать ускорение. Поскольку то, что они обнаружили на стройке, ходом работ назвать непросто. Док этот - специфический. Это, можно сказать, узкое место отечественного судоремонта. От его «расширения» зависят работы по ремонту и модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», который уже год стоит у стенки без винтов, дожидаясь, когда же с ним хоть что-то начнут делать. Предыстория всем прекрасно известна, но все-таки освежим ее в памяти пунктирно. «Адмирал Кузнецов» проходил ремонт в плавучем доке ПД-50 82-го Судоремонтного завода в Росляково (Мурманская область), который недавно приобрела «Роснефть». В результате сложной погодной обстановки была прекращена подача электроэнергии с берега на док. Из-за стихийного заполнения водой балластных цистерн образовался крен, который нарастал. В связи с отсутствием на доке дизельного топлива было невозможно запустить дизельные генераторы, чтобы откачивать воду. Авианосец удалось спасти, но док утонул. В результате аварии погибли два рабочих с ПД-50. Ремонт «Адмирала Кузнецова», который по плану должен завершиться в 2021 году, прервался на неопределенное время. Потому что в европейской части России нет дока необходимых размеров, который мог бы принять гигантский корабль длиной 270 метров. Точнее, в северном регионе есть два подходящих сухих дока, но они заняты на длительное время. В одном обслуживаются атомные подводные лодки, которые для флота гораздо важнее ветерана-авианосца. Во втором находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», модернизация которого завершится в 2021 году. Но в очереди на модернизацию уже стоит второй тяжелый ракетный крейсер проекта «Орлан» - «Петр Великий»… Правда, о выходе из нынешней тяжелой ситуации было известно еще пять лет назад. А три года назад можно было приступить к практическим действиям. Дело в том, что на 35-м СРЗ есть два сухих дока, расположенных рядом. И три года назад был готов проект их объединения с целью получения дока больших размеров. Однако проект положили под сукно до лучших времен. И вот эти времена настали. Но при этом ОСК сообщила, чтобы успокоить не столько общественность, сколько верховного главнокомандующего, что реконструкция двух доков на 35-м СРЗ с целью получения одного большого, длинного – дело довольно простое, не требующее больших временных затрат. «Надо только сломать стенку, разделяющую два дока», - сообщил отраслевой источник «Коммерсанту». При этом как-то не упомянули, что доки стоят не последовательно, а параллельно. И они разных размеров. Длина северного дока – 187 м, ширина – 28, габариты южного больше – 236 м и 31 м. Существовавший проект предполагал не просто разборку междоковой стенки 4-метровой толщины, но и удлинение северного дока до длины южного, чтобы по всей ширине получилось в длину 236 м. Этого вполне достаточно для докования крупных кораблей – и крейсеров, и линкоров, и атомных подводных лодок. Однако для докования «Адмирала Кузнецова» требуется 305 метров. И чтобы с запасом, то решено довести длину до 335 метров. То есть необходимо удлинить южный док на 99 метров, а южный на 148 метров. И это при глубине выемки в 14 метров. Насколько этот громадный объем работ, учитывая, что порода скальная, соотносится с заявлением о том, что всего лишь надо убрать перегородку между камерами? Но президент ОСК Алексей Рахманов смотрит на проблему с еще большим оптимизмом. Он заявил, что докование авианосца и реконструкция дока, которая продлится год, будут вестись одновременно. И ремонт «Адмирала Кузнецова», как и было запланировано до аварии, завершится в 2021 году. Видимо, предполагается использование какой-то неведомой технологии, которая позволяет строить стапельную плиту под установленным в док кораблем. Такого в истории кораблестроения не было даже в теории. Эксперты расценивают это высказывание нереалистичным. Источник «Коммерсанта» в кораблестроительной отрасли считает, что реконструкция доков за год при столь громадном объеме работ невозможно. Максимум, что может попробовать сделать подрядчик, считает он, снести междоковую стенку и создать временную дамбу. А уже после окончания ремонта авианосца закончить реконструкцию, на что уйдет не меньше двух-трех лет. Не верит в столь рекордные сроки и старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Михаил Барабанов. По его мнению, окончания ремонта авианосца следует ожидать в лучшем случае в 2023 году. О том, что сроки нереальны, свидетельствует нынешнее положение на стройке. Контракт на реконструкцию был подписан в июле. В августе Рахманов заявил, что подрядчик уже вышел на строительную площадку. В конце ноября мы видим на фотографии заснеженные доковые камеры и два экскаватора, которые успели разобрать примерно третью часть межкамерной стены. И кран в конце стены, который еще не успели демонтировать. Сколько потребуется времени, чтобы даже втрое более бодрыми темпами завершить работу? При этом размер контракта поражает воображение. Подрядчик, которым является петербургское акционерное общество «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (АО И.И.С.), получит 23 млрд. 793 млрд. рублей. Но дата окончания работ в договоре не указана. 23 млрд. рублей хватит на постройку стратегической подводной лодки «Борей» с баллистическими ракетами «Булава», в которой использованы высокие технологии. И которую строят специалисты высочайшей квалификации. Полный цикл создания которой превышает два года. Надо сказать, что получается весьма странная арифметика. При этом «Звездочка», как говорится, подстелила себе соломки. Также как и ее подрядчик. Одно дело заявления для прессы президента ОСК, и совсем другое – реальная жизнь со всеми ее ухабами и кочками. Как стало известно порталу «Судостроение», строительный и финансовый контроль реконструкции двухкамерного дока продлится до декабря 2022 года. Подрядчик обязан, согласно договору, завершить оказание услуг 15.12.2022, но не ранее получения заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и устранения нарушений. Ну, а устранения и доводки – это как бы даже и улучшения, на них не грех потратить и сверхлимитное время. Проблемы ВПК: Катастрофа ПД-50: «Утопленник» стране не нужен? Новости ВМФ: Российские «Мистрали» топят на берегу