Повысится ли уровень жизни в Арктической зоне?
К декабрю в соответствии с поручением президента Правительством должна быть подготовлена Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года. Документ определит основные направления государственной политики в Арктике. Правительство учло ошибки прошлого Надо отметить, что попытки подвести правовой фундамент под глобальную задачу по освоению Арктической зоны предпринимались кабмином и ранее. В 2017 году из недр Минэкономразвития появился законопроект «О развитии Арктической зоны РФ». Он был необходим в качестве «правовой поддержки» «арктической» госпрограммы, редакция которой была одобрена Правительством в августе 2017 года и предусматривала создание восьми опорных точек — по одной в каждом арктическом субъекте. В таких опорных зонах, по замыслу авторов документа, должны были реализовываться некие взаимосвязанные проекты, направленные на комплексное развитие макрорегиона. При этом каких-либо льгот инвесторам законопроект не обещал. С самого начала документ вызвал критику депутатов и сенаторов от арктических регионов. В результате документ получился слишком общим и от него было решено отказаться. В Стратегии государственной политики в Арктике до 2035 года Правительство эти ошибки учло. Ознакомиться с программным документом целиком пока нельзя, однако в ведомстве приоткрыли некоторые его положения. Целью стратегии заявлено «повышение качества жизни в Арктической зоне до среднероссийского уровня», для чего предполагается пакет соответствующих мер социального характера. Речь, в частности, идёт о введении повышающего коэффициента к единовременным компенсационным выплатам участникам программы «Земский доктор» и «Земский учитель». «Врачи, которые приедут в сельские населенные пункты и рабочие поселки, расположенные в Арктической зоне, получают компенсационную выплату и сегодня, — рассказал зампред Комитета Сове-та Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов. — Со следующего года она будет увеличена в два раза: до двух миллионов — для врачей и одного миллиона рублей — для фельдшеров». В документе также идёт речь о необходимости единой государственной межвузовской программы, направленной на обеспечение Арктики кадрами, и разработке госстандарта подготовки в системе среднего профессионального образования. «Нам также нужно разработать систему стимулирующих мер, которая бы мотивировала молодежь устраиваться на работу на предприятиях в Арктической зоне», — добавляет Александр Акимов. Кроме того, в стратегии большое внимание уделяется мерам по обеспечению транспортной доступности в арктических регионах. Должна быть продолжена работа по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который должен действовать бесперебойно и круглогодично. Все эти меры Правительство считает первоочередными. При этом заместитель главы Минвостокразвития Александр Крутиков подчёркивает, что в Правительстве намечены последовательные шаги по обновлению законодательной базы по развитию Арктики. «Мы подготовили стратегию, теперь ее надо утвердить в Правительстве, после чего можно приступать к разработке отдельных законодательных актов, которые будут содержать конкретные механизмы, как добиться задекларированных в стратегии целей», — рассказал чиновник. «Формировать законодательную базу по Арктической зоне следует пошагово», — согласен с позицией министерства сенатор от Республики Коми Дмитрий Шатохин. «Уместить всё в один закон — от компенсационных льгот работающим северянам до охраны окружающей среды — задача невыполнимая», — отметил сенатор. По его словам, логика Правительства, по которой сначала утверждается стратегия Арктики и госпрограмма, где заявлены цели госполитики, потом под неё принимаются законы, сегодня всем понятна и она устраивает. Вместе с тем Дмитрий Шатохин выразил надежду, что дальнейшую работу над законами по Арктической зоне Минвостокразвития будет вести с сенаторами совместно. «По-прежнему не снята острота вопроса с трансфертами регионам из федерального бюджета, например субвенции по линии обязательного медицинского страхования. Считаем, что в арктических регионах они должны быть проиндексированы с учетом повышающих коэффициентов. Так что работы над различными законодательными актами по арктической теме ещё непочатый край», — рассказал парламентарий. Предложить лучшие условия, чем на материке Несмотря на бодрые декларации стратегии о повышении доступности для населения региональных и федеральных транспортных маршрутов, задача эта пока не решена. Небольшие арктические посёлки разделяют тысячи километров, и практически всё жизненно необходимое для них доставляется самолётом. Авиаперелеты слишком дороги, и региональные бюджеты с такой нагрузкой не справляются. Глава Минвостокразвития Александр Козлов рассказал о программах государственного субсидирования авиаперевозок на Крайнем Севере. Он отметил, что в этом году субсидирование региональных перевозок удалось увеличить до 1,7 миллиарда рублей. Что касается местных авиаперевозок, то программа их субсидирования пока только разрабатывается Минтрансом и появится не раньше следующего года. Министр отметил, что его ведомство также ищет новые механизмы поддержки авиасообщения в северных регионах. Между тем с мест уже давно звучат конкретные законодательные предложения. «Транспортная доступность на Севере пока неудовлетворительная. В отдаленные якутские поселки борт летит не чаще раза в месяц», — констатирует вице-спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Виктор Губарев. Он напомнил о предложении Ил Тумэна отменить аэропортовый сбор для северных территорий, что позволит удешевить себестоимость авиаперевозок. Согласно федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на содержание дорог регионам положены субсидии, однако мы получить их не можем. Ведь этих дорог как бы и нет. С наступлением тепла они «уплывают». Другое предложение якутских законодателей касается автодорог. Из-за климатических условий в Якутии много местных дорог, движение по которым возможно лишь зимой. Это так называемые зимники. На их содержание уходит из регионального бюджета один миллиард рублей ежегодно. «Согласно федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на содержание дорог регионам положены субсидии, однако мы получить их не можем. Ведь этих дорог как бы и нет. С наступлением тепла они «уплывают», — рассказал Виктор Губарев. Он считает, что такие северные особенности должны найти отражение в отдельном законе. Вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова обеспокоена тем, что в стратегии нет позиции государства в отношении того, что делать с небольшими поселками на арктическом побережье. Она напоминает, что существуют два подхода к развитию Арктики. Первый заключается в том, что удаленные посёлки станут местом проживания вахтовиков, остальные местные жители их покидают, переезжая в населенные пункты покрупнее. Второй направлен на то, чтобы сохранить поселки, создав там рабочие места. Кстати, один из показателей стратегии заключается в том, чтобы создать к 2035 году в Арктической зоне более 200 тысяч рабочих мест. «Чтобы обеспечить социально-экономическое развитие арктических территорий, экономический рост в Арктике должен быть в 1,5 раза выше, чем в целом по стране», — напоминает председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. По официальным данным, которые приводит депутат, за 15 лет Арктическую зону покинуло более 300 тысяч человек. Парламентарий считает, что важно проанализировать все виды северных доплат и закрепить их законодательно в едином документе — законе об арктических льготах. Он напомнил, что разработанная Правительством стратегия также говорит о необходимости «привести в соответствие с современными экономическими условиями системы гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». «Нам необходимо предложить людям, работающим на Севере, такие условия, которых нет на материке. Чтобы люди сюда не просто ехали, но отбирались лучшие специалисты, как это было в советское время», — отметил Николай Харитонов. По его мнению, такой преференцией, гарантированной государством, могло бы стать возвращение для северян прежнего возраста выхода на пенсию (то есть женщины в 55, а мужчины в 60 лет), а также льготная ипотека под два процента. О финансировании Споры о том, какие законы нужны Арктике, пока оборачиваются серьёзным отставанием в её развитии. Пока нет ясности, под какие цели выделять деньги, не будет и бюджетного финансирования. «Развитие Арктики в нынешнем бюджетном цикле должного финансирования не получило», — констатирует Ольга Епифанова. С такой оценкой согласны и в Минвостокразвития. По словам замминистра Александра Крутикова, сегодня арктическая госпрограмма практически обнулилась. Даже предусмотренные в бюджете на этот год небольшие средства — 5,5 миллиарда рублей — отдали в другие госпрограммы, которые непосредственно к развитию Арктики отношения не имеют. При этом, подчеркнул чиновник, неправильно было бы думать, что арктические регионы остались без федеральных денег. Практически все они участвуют в госпрограммах по нацпроектам, и там предусмотрен довольно большой объём финансирования — порядка 200 миллиардов рублей. «В следующем году ситуация кардинально изменится», — пообещал замминистра. По его словам, с утверждением стратегии появится возможность консолидировать все деньги, направляемые государством на развитие арктических территорий, в одной госпрограмме.