В "Театр.doc" снова постучали – теперь из Госдумы
Вокруг маленького и самого гонимого российского театра – «Театр.doc» – снова скандал: полиция будет проверять три спектакля на предмет пропаганды терроризма, гомосексуализма или наркотиков. Жалобу на театр силовикам передала глава комитета Государственной думы по культуре, бывший театральный критик Елена Ямпольская. Депутат пояснила, что жаловалась не сама, а просто передала полученное от неких граждан письмо «для рассмотрения по компетенции». В «Театр.doc» регулярно наведываются российские радикалы-«активисты», распыляют что-нибудь пахучее, устраивают потасовки и другие провокации. Эти акции стали настолько регулярными, что они не всегда попадают в ленты новостей, что, бесспорно, огорчает их организаторов: те всегда рассчитывают на резонанс. Одна из последних громких акций с вонью в зрительном зале случилась в конце сентября во время спектакля «Война близко». Мне довелось быть внутри и собственным носом ощутить запах русского патриотизма. Тогда же прошел телемост с только что освобожденным Олегом Сенцовым. Об этом, конечно, было известно заранее, и такой повод «активисты» пропустить не могли. «Война близко» – один из тех спектаклей, которые и просят проверить. Видимо, на пропаганду терроризма. Одним из героев является крымчанин Геннадий Афанасьев, осужденный в составе группы Сенцова и сотворивший в уголовном процессе сенсацию: он отказался от признательных показаний и заявил, что оговорил Сенцова под давлением (избивали боксерскими перчатками; надевали противогаз, зажимая воздух; пытали электрическим током; угрожали изнасиловать паяльником). Новые показания Афанасьева и зафиксированные на его теле гематомы российскую Фемиду не заинтересовали: вместе с Сенцовым Афанасьева признали террористом, но в 2016-м обменяли на одесских журналистов. "В Украине никогда такого, как Путин, не будет, даже близко". Интервью Олега Сенцова Дмитрию Быкову «Театр.doc» – самый политический театр Москвы – много лет бьется за свою правду. Он пережил и проверки, и вынужденные переселения из подвала в подвал, и смерть сразу двух своих создателей – Михаила Угарова и Елены Греминой, но вопреки всему продолжает существовать, теперь под боком у «Гоголь-центра», где-то глубоко во дворах. Власть в последнее время предпочитает его не замечать, в отличие от одиозной «патриотической общественности». «Стукачество» Ямпольской для театра болезненно еще и потому, что придает уличным «ополченцам» вполне зримую господдержку. А в том, что Елена Александровна к темам постановок «доковцев» тоже испытывает брезгливость, сомневаться как-то не приходится. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2019 под заголовком «В Театр.doc снова постучали».