Зачем спектакли показывают на большом экране
Одной из главных задач национального проекта «Культура», особенно в уходящем Году театра, стало расширение театральной аудитории, привлечение жителей отдалённых регионов к этому виду искусства. Этот вопрос удалось решить во многом благодаря распространению новых форматов подачи спектаклей. Каких? Об этом в пресс-центре издания рассказали председатель Комитета Общественной палаты РФ по культуре, президент благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония» Эльмира Щербакова и художественный руководитель Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Сергей Пускепалис. Они стали очередными гостями авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете». - В середине ноября в Санкт-Петербурге завершился Международный культурный форум, на котором были подведены итоги Всероссийского театрального марафона. В рамках марафона было поставлено более 400 постановок, которые посмотрели свыше семи миллионов человек. Культурное событие способствовало серьёзному вовлечению населения в театральную жизнь… Эльмира Муратбековна, один из проектов вашего Фонда «Театральная Россия» также помогает решить эту задачу. Каким образом? Э.Щ.: Посредством высокоскоростного Интернета и современных технологий мы ведём прямые трансляции спектаклей из знаменитых театров страны на широкие экраны кинотеатров в различных городах России. Не все, конечно, любят новаторство в искусстве, но тем ценнее, что одним из первых творческих людей, поддержавших нашу идею, стал Сергей Пускепалис. Старт нашему проекту был дан три года назад в кинотеатре Пятигорска, тогда Сергей обратился с призывом к зрителям ходить в кинотеатр, чтобы смотреть «живой театр». - Подобные проекты делают театральные постановки доступными для широкого круга зрителей. Сталкиваетесь ли вы с проблемами при его реализации? Э.Щ.: Вы знаете, в ряде городов система выстроена прекрасно — спектакли идут с большим успехом в кинотеатрах, к примеру, Липецка или Воронежа. Определённые проблемы есть в небольших населённых пунктах, где также огромный спрос на видеопостановки, но не хватает мест для всех желающих — во многих местных кинотеатрах зал рассчитан лишь на 80 человек. - Сергей Витауто, сегодня вы являетесь художественным руководителем Ярославского драмтеатра, старейшего театра нашей страны. На чём планируете сделать акцент в своей работе? С.П.: В начале декабря в нашем театре прошла первая премьера при моей должности — итальянская комедия, поставленная итальянцем Паоло Ланди. Этот кусочек итальянского солнца на ярославской сцене был очень хорошо принят аудиторией. Сейчас публика надеется, что мы продолжим работу в живом театральном ключе и будем поднимать интересующие людей темы. Вместе с Эльмирой Муратбековной нам удалось реализовать сразу несколько проектов, задачи которых сегодня хотим расширить. В первую очередь речь идёт о Международном Волковском фестивале, в рамках которого столица Золотого кольца встречает лучшие театральные коллективы из России и стран зарубежья. Он направлен на поддержку русскоязычных театров бывших союзных республик и дальнего зарубежья — мне кажется правильным, что на площадке старейшего театра страны представляют русскую драматургию на языках мира. - Ещё один интересный формат — фестиваль «Будущее театральной России»… С.П.: Действительно, в рамках фестиваля студенты-актёры со всей страны привозят в Ярославль дипломные работы. Сейчас в нём принимает участие 19 театральных школ. Речь идёт о создании своего рода актёрского агентства, которое бы знакомило молодых специалистов с их будущими работодателями. - Такие культурные мероприятия помогают привлечь актёров из больших городов в региональные театры, способствуют самореализации молодых артистов в театрах их городов. Какие трудности вы видите на этом пути? С.П.: Я всегда говорю, что это в первую очередь вопрос привлекательности контракта. Директор или худрук театра должны предоставить начинающему актёру определённые условия — это и жильё, и работа. Приехав, артист должен сразу получать роль, а не оставаться статистом. Также мы хотим реализовать проект, связанный со съёмкой цикла телепрограмм, где зрители будут смотреть и обсуждать лучшие спектакли страны. Постановки мы возьмём из проекта «Театральная Россия» — это 150 лучших спектаклей, которые в видеоформате будут смотреть и затем обсуждать на площадке Ярославского драмтеатра. - Сегодня государство уделяет много внимания поддержке театров, в том числе и детских. Как вам кажется, что необходимо сделать, чтобы привлечь интерес к этому виду искусства? С.П.: На самом деле это интерес существовал у людей инстинктивно и не иссякал никогда, несмотря на появление новых технологий. Сегодня искусство всё чаще завоёвывает новые форматы, однако ничто не заменит чувства, когда актёр на сцене — словно в формате 3D — говорит со зрителем о его душе и проблемах. Э.Щ.: Начинать нужно с того, чтобы привести ребёнка в театр. Второй и не менее важный вопрос — эстетическое воспитание в школе, посещение постановок. Нам крайне важно сохранить свою театральную культуру, ведь за рубежом сегодня такой практики почти нет. Как, впрочем, и театров в привычном нам понимании — за границей это чаще всего просто здания, которые сдаются под антрепризы. - Одно из главных законодательных достижений в сфере культуры в этом году — принятие поправок в закон о госзакупках, которые вывели культуру из сферы услуг. Есть ли, на ваш взгляд, другие проблемы, которые можно было бы отрегулировать парламентариям? С.П.: Для нас актуальной остаётся тема востребованности в театрах артистов старшего возраста. Наша традиция репертуарного театра уникальна, поэтому в мире, конечно, с подобными проблемами просто не сталкиваются. Сейчас у нас нет закона и чёткого механизма работы с артистами пенсионного возраста. У меня лично рука не поднимется уволить пожилого актёра, но при этом есть понимание, что обновление труппы также необходимо. - В этом вопросе законодателям потребуется помощь директоров и художественных руководителей театров — без вашего участия мы не решим этот вопрос.