Сделано вслепую: зачем незрячих школьников учат работать с деревом

Известный изобретатель шрифта для слепых Луи Брайль полностью ослеп в пятилетнем возрасте после травмы. Родители хотели дать своему мальчику ремесло, и он научился плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли. Так же и в московской школе-интернате №1 для слепых учеников стараются обучить полезной профессии, и они делают из дерева красивые предметы для быта – новогодние елки, шахматы, домики для хомячков. О том, как в группе трудовой реабилитации особенные дети обучаются ремеслу и что из этого получается, читайте в материале РИАМО. Группа трудовой реабилитации В московской школе-интернате №1 в специальных коррекционных классах обучаются незрячие ребята. По словам классного руководителя и воспитателя группы трудовой реабилитации школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих Никиты Сергеевича Сатанина, их незрячие выпускники социально очень уязвимы. После окончания школы-интерната ребятам сложно самореализоваться, получить образование, профессию и устроиться на работу. На рынке труда незрячие с неполным средним образованием не нужны. Поэтому в школе пытаются помочь своим выпускникам. В 2016 году на базе учреждения по инициативе директора Ивана Владимировича Вишнивецкого и при поддержке столичного Департамента труда и социальной защиты населения была создана группа трудовой реабилитации (ГТР). В нее набирают выпускников 9-х классов. Среди преподавателей группы есть учителя технологии, ориентировки в пространстве, информатики, адаптивной физической культуры, социально-бытовой ориентировки, а также воспитатели, реабилитолог, педагог-психолог и педагоги дополнительного образования. Первую половину дня ребята трудятся в мастерской. Работают с деревом. Так появляются на свет карандашницы, шахматы, головоломки, игры для слепых, разделочные доски, подставки под горячее, скворечники и домики для хомячков, а еще табуретки, вешалки, полки любых размеров и другие изделия из дерева. В процессе трудовой реабилитации формируются и развиваются умения и навыки, помогающие ребятам в самостоятельной взрослой жизни. Светлый бизнес: инвалидам из Истры дали работу в свечной мастерской>> Новогодние елки своими руками Сейчас ребят готовят партию праздничных новогодних елок из сосновой древесины. Эти веселые рукотворные елки так и просятся на подарки. Устоять невозможно. Особенно, когда узнаешь, что в их создании принимали участие абсолютно незрячие выпускники интерната. «Учащиеся шлифуют деревянные заготовки, зажатые в тисках на столярном станке, а также украшают готовые экземпляры. Процесс длительный и сложный. Но все хорошо справляются», - рассказывает Никита Сергеевич. Он курирует группу трудовой реабилитации и модерирует ее страницу под названием «Мастерская Брайля» в сети Instagram. Вырезать елки из дерева, шлифовать и украшать их, а еще делать игру «Крестики-нолики» для слепых придумала педагог школы Алина Геннадьевна Львова. Во второй половине дня ребята посещают кружки дополнительного образования, мастер-классы, мероприятия профориентационной направленности и даже экскурсии. Совсем недавно они побывали на тактильной экспозиции выставочной программы «Язык скульптуры по Брайлю» в Третьяковской галерее. Все экспонаты выставки для тех, кто не имеет возможности увидеть произведения искусства с помощью зрения, можно «рассмотреть» руками. Школа собак‑проводников в Подмосковье: как обучают четвероногих помощников для незрячих>> Не хватает партнерства За три года реализации программы уже есть конкретные результаты. В первую очередь они заключаются в том, что, осваивая ремесло, ученики преодолевают свои внутренние страхи. Но делают они и профессиональные успехи. Так, бывший выпускник школы-интерната №1 Николай Дементьев поступил в колледж и сейчас учится на столяра, работает с керамикой. До этого он два года посещал группу трудовой реабилитации. Выпускник Руслан Идиятуллин после занятий в ГТР устроился курьером и совмещает это с работой в деканате одного из вузов Москвы. Их пример вдохновляет других ребят, которые еще проходят курс в группе трудовой реабилитации. Сейчас там занимаются восемь ребят, двое из которых раньше обучались только на дому. До недавнего времени в мастерской ребята выполняли лишь внутренние заказы школы-интерната. Однако в сентябре группа трудовой реабилитации представила свои работы на фестивале «Добрая Москва», где они были отмечены благодарственным письмом. По словам Никиты Сатанина, развитием проекта и выходом на новый уровень может стать партнерство с предприятиями и организациями, которые готовы предоставить ГТР возможность применить полученные знания на практике в условиях реальной работы по трудовому договору. То есть, проще говоря, готовы помочь с работой. Незрячие выпускники коррекционных классов хотят и могут трудиться. Особым спросом сейчас пользуются табуретки из сосны, изготовленные в мастерской. А вскоре ребята начнут делать разделочные доски из дуба. «Пытаемся наладить сотрудничество с магазином «Авоська дарит надежду». Мы ждем в гости их представителя, чтобы наши ребята смогли научиться плести авоськи на продажу», - рассказывает Никита Сергеевич. По его словам, мастерской не хватает больше всего именно делового партнерства. Ребята учатся делать вполне конкурентоспособную продукцию, пусть и не в промышленных масштабах. И хочется, чтобы сделанное их руками радовало других людей. Например, новогодняя елочка или яркая головоломка, которую можно подарить ребенку или коллеге по работе. Верить нельзя подозревать: как проверить благотворительную организацию>>

Сделано вслепую: зачем незрячих школьников учат работать с деревом
© РИАМО