Войти в почту

Экологи усомнились в победе над угольной пылью в Мурманске

Несмотря на все старания руководства Мурманского морского торгового порта (ММТП) по части «зелёных» технологий, экологи не видят серьёзных подвижек в решении проблемы угольной пыли. Об этом News.ru сообщили опрошенные эксперты в сфере охраны окружающей среды, знакомые с состоянием дел в регионе. Грязный воздух нарушает Конституцию РФ Руководство Мурманского морского торгового порта в лице гендиректора ММТП Алексея Рыкованова и замдиректора по логистике «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК), которая владеет данным комплексом, Александра Масько заявило о решении проблемы угольной пыли при перегрузке и хранении сырья. Совокупные затраты на «зелёные» проекты составили 3 млрд рублей. Однако, как считает директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог РФ Андрей Пешков, вопрос до конца не решён. {{expert-quote-364}} Author: Андрей Пешков [ директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог РФ ] Если компания хочет показать улучшения, она предпримет усилия по снижению негативного антропогенного давления на окружающую среду и проведёт соответствующие измерения. Но это не мешает ей в другое время, в других условиях загрязнять больше, нанося тем самым ущерб здоровью населения и природе. Вопрос должен решаться жёстко, регулятивно на федеральном уровне. На местном же нужно следить, чтобы его соблюдали. По словам эколога, от открытого способа погрузки угля в России пора отходить. В случае же нарушений бизнес нужно серьёзно штрафовать. Если бы природоохранные органы работали как положено, они бы приостанавливали работу бизнеса. Видя убытки, в компаниях сделали бы вывод о том, что легче построить защитные сооружения, наладить крытые каналы транспортировки. Пока же для извлечения сверхприбыли они цинично пользуются неорганизованностью и безграмотностью населения, коррумпированностью властей и надзорных органов, — отметил Пешков. Он напомнил, что неблагоприятное состояние окружающей среды является нарушением 42-й статьи Конституции России. По словам гендиректора «Центра системных исследований», эколога Елены Есиной, для защиты от таких пылящих источников предусмотрен целый комплекс соответствующих мероприятий. Но компании, как правило, не намерены вкладываться в это, ведь штрафы крайне низки. {{expert-quote-365}} Author: Елена Есина [ генеральный директор «Центра системных исследований» ] Я была в Мурманске несколько месяцев назад и не могу сказать, что ситуация поменялась. По большому счёту, новый губернатор ничего не предпринимает для решения остросоциальных экологических вопросов. Хотя эффективных технологических решений и экономических методов воздействия на компании у него предостаточно. Она заявила, что в России нередки случаи, когда фирма-загрязнитель подкупает специалистов лаборатории, чтобы те вывели на бумаге нужные результаты. Официальных данных замера и мониторинга я не видела. Когда они внедрят мероприятия, тогда можно будет говорить. По нацпроекту «Экология» многое продекларировано, но на деле пока ничего нет, — подытожила собеседница. Что внедряли в порту ММТП — крупнейшая стивидорная (осуществляющая работы, связанные с погрузкой, укладкой и выгрузкой грузов на суда) компания в Арктической зоне РФ с объёмом перевозок 20 млн тонн в год. Универсальный порт в незамерзающей акватории Кольского залива Баренцева моря обрабатывает широкую номенклатуру генеральных и навалочных грузов, 95% которых приходится на угольную продукцию. Её поставляют в основном в Западную Европу и Средиземноморье. Реализованные на его территории «зелёные» технологии направлены на сокращение выбросов угольной пыли. В первую очередь, речь идёт о посадке деревьев и возведении бетонных стен для снижения скорости ветра. Инвестиции в последний эко-проект составили более 700 млн рублей. Среди организационно-технических мероприятий по снижению пыления при перегрузке угля — сокращение срока хранения на складах, уменьшение количества перегружаемого сырья, регулярные мониторинги в экологической диспетчерской порта и др. Кроме того, комплекс имеет систему из 17 тумано- и снегообразующих водяных пушек. Также на площадке используют тягачи и поливочные машины, которые распыляют снег на штабеля, дороги и склады. {{expert-quote-366}} Author: Александр Масько [ заместитель директора по логистике Сибирской угольной энергетической компании ] После внедрения комплексной системы орошения на площадке мы пригласили независимых консультантов в области экологии из НИИ «Атмосфера». Они сделали заключение, что данная система орошения в отдельности от всех остальных даёт эффект в районе 49%. Действия пушек способны покрыть всю территорию. Мы специально их так расположили, чтобы при любом ветре территория максимально «закрывалась». Среди перспективных технологий — спецрастворы для «связывания» пылящего угля. Модернизация прошла в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» (НДТ), который входит в нацпроект «Экология». Он посвящён современным «зелёным» технологиям на производстве. Нововведения призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и местное население. Портовики предварительно изучали опыт стивидорных компаний Японии, Китая, Канады, Австралии, ЮАР. Масько сообщил, что нигде в мире не видел таких масштабных мероприятий, как в Мурманском транспортном узле. По словам гендиректора ММТП Алексея Рыкованова, основные природоохранные мероприятия завершатся уже в 2020 году. Мы считаем, что комплекс мероприятий полностью исключил проблему распространения угольной пыли на жилую застройку. Лишнее тому подтверждение — постоянный мониторинг независимых организаций и международного экофонда «Чистые моря», отчёты которых говорят, что загрязнений и превышений концентрации взвешенных частиц в воздухе на жилой застройке нет, — заявил Рыкованов. Между тем руководство порта уверено, что основные экологические проблемы города связаны с выбросами ТЭЦ, сжиганием мазута и загрязнением воздуха со стороны транспорта. Взвеси в городе по крайней мере я не видел. Если кто-то видел, можно это проверить. Мы пользуемся анализами, которые предоставляют, в том числе, независимые организации. И по нашему предприятию, по нашей санитарно-защитной зоне никаких превышений предельно допустимых значений нет. Поэтому тезис о том, что в городе «чёрный снег» — из прошлого, — сказал Масько. Совокупный бюджет нацпроекта «Экология» составляет 4 трлн рублей. В него входят 11 федеральных проектов по направлениям «Вода», «Воздух», «Отходы», «Лес» и «Биоразнообразие». Куратор нацпроекта — вице-премьер РФ Алексей Гордеев, руководитель — глава Минприроды Дмитрий Кобылкин.