Екатеринбург порадовал «Танцующими на грани»
В Екатеринбурге завершился IX Международный фестиваль современного танца «На грани». За 5 дней, с 23 по 27 ноября, было показано 24 спектакля — от contemporary dance до балетной неоклассики. Челябинский театр современного танца представил на фестивале 4 работы. В том числе, постановку Ольги Поны «Бегущие», премьера которой состоится сегодня, 2 декабря, на сцене театра драмы. Хорошо, что Екатеринбург рядом. Два с половиной часа на автомобиле – и ты попадаешь в столичный город, где плотность событий культурной жизни и их масштаб зашкаливают, где один фестиваль наплывает на другой, не давая передохнуть. По мнению экспертов, фестиваль «На грани», в котором участвуют профессиональные танц-театры, называют в пятерке лучших фестивалей современной хореографии в России. Он проходит раз в два года и является одним из тех событий, где стоит побывать. Хотя бы для того, чтобы лучше понимать, что такое современный танец сегодня, как он развивается и куда движется. Ведь значительная часть фестивальной программы – это премьеры, которые шли каждый день. «Брать в афишу свежепоставленные спектакли и даже заказывать их хореографам – своего рода фишка нашего фестиваля, — говорит арт-директор фестиваля Лариса Барыкина.— В этом году специально к фестивалю были сделаны спектакли, которые ставили известные западные хореографы Клод Брюмашон и Дени Плассар («Дикие маки» в Перми на труппу «Балет Евгения Панфилова» и «Арена» казанского театра «Пантеры»). Абсолютную премьеру подготовил Челябинский театр современного танца и хореограф Ольга Пона, потому что первый показ состоялся у нас («Бегущие»). Фестивальные спектакли проходили, в основном, на сцене Свердловского театра музыкальной комедии. Зрителей было много. В том числе, профессиональные фотографы Глеб Махнев и Вадим Балакин, которые с удовольствием снимали каждый спектакль. «Современный танец более живой, чем классический, более трансформируемый, пластичный — поясняет екатеринбургский фотограф и путешественник, лауреат международных конкурсов Вадим Балакин.— Здесь больше энергии, динамики, жизни. Задача фотографа – сделать не просто отдельный кадр или портрет, а уловить атмосферу спектакля, не просто запечатлеть — продолжить его, привнести что-то свое, показать энергетику. Если это удается, зрители принимают решение: да, это надо посмотреть». Чистых форм и строгих правил в современном танце нет. Условия съемки достаточно сложные: света на сцене мало, экспрессия танцевания на пределе. «На фестивале современного танца условия военные,— соглашается Вадим Балакин.— Мы как будто на фотоохоте. Только успевай ловить моменты. Но в этом и есть самый кайф — поймать то, что неуловимо. А потом на снимках замечаешь моменты, которым сам удивляешься — внутренние смыслы, другие миры. Часто бывает, что танцовщики, хореографы, изучая по фотографиям свои спектакли, подходят и говорят: вы уловили именно то, о чем мы хотели сказать». Вадим Балакин, Глеб Махнев