Познала душу карачаевцев. Как историк Валентина Невская изучала горцев
В горы, к старикам В память об известном кавказоведе России в разных регионах проходят научные конференции, выставки, встречи. Одна из них прошла в Ставрополе, в СКФУ, где много лет преподавала Валентина Павловна. «Собрались люди, которых объединила Валентина Павловна, - говорит заведующая кафедрой истории России СКФУ Марина Колесникова. - Если живёт так долго память, живёт школа - это, наверное, самое важное достижение в науке. Можно написать тысячу книг, и они лягут в стол или на полки библиотек и никогда не будут прочитаны. А её книги читают по сей день. Когда мы были на конференции в Карачаевске, организованной к 100-летию со дня рождения Валентины Невской, один из молодых учёных сказал: «Я никогда не видел Валентину Павловну, не имел счастья общаться с ней, но я считаю, что она сделала чрезвычайно важное для меня. Читая её книги, я горжусь тем, что я карачаевец». Валентина Невская в своих работах писала о черкесах, ногайцах, казаках, других народах, живущих на Кавказе. Когда дело дошло до карачаевцев, историк увидела, что о них почти ничего не известно. «Дело в том, что о карачаевцах до Валентины Павловны никто единого цельного исследования не проводил. Были небольшие заметки путешественников. Кто-то обратил внимание на их кухню, кто-то - на жилища. Но что за народ и откуда - этой информации не было, - поясняет старший научный сотрудник отдела этнографии Государственного музея-заповедника имени Прозрителева и Праве Ирина Назарова. - Когда в 1943 году карачаевцев репрессировали, немногочисленные материалы о них спрятали в архивы и практически до смерти Сталина не вспоминали. В 1953 году карачаевцев реабилитировали, разрешили вернуться на родину. Увидев этих людей, Валентина Павловна, которая к этому моменту уже была кандидатом исторических наук, решила восстановить их историю, начала выезжать в экспедиции. На летних каникулах отправлялась в горные аулы и беседовала со стариками. У карачаевцев письменность появилась только в 1930-х годах. До этого старики в устной форме передавали накопленный опыт молодым. Валентина Павловна выясняла, где жили, как вели хозяйство, какими были семейные отношения. Исследование вылилось в докторскую. Защитив диссертацию, она не прекратила выезжать в экспедиции и изучать традиции карачаевцев. В одном из аулов седой аксакал на её расспросы посоветовал почитать книжку Невской: «Эта мудрая знает о нас всё». Эти слова Валентина Павловна считала высшей оценкой своего труда». По-кавказски гостеприимная О Валентине Невской говорят, что она была искренняя, добрая, простая, очень любила людей. Относилась к студентам и аспирантам как к своим детям. Не любить её было невозможно. Ирина Назарова вспоминает, как она и её однокурсники записались к Валентине Павловне писать курсовые по античной истории (это первоначальная специализация Валентины Невской). В библиотеке не было всех нужных книг. И преподаватель пригласила студентов к себе домой. Она жила в профессорском домике во дворе института. «Мы переступили порог и обомлели. В комнате все стены были заняты стеллажами, полными книг. Тут зашла Валентина Павловна: «Книги выберем потом, вы же после занятий, идёмте есть! - Не слушая смущённые отказы, она усадила нас за круглый стол, накормила борщом с котлетами. - А теперь идём выбирать книжки». В этом весь её характер, - рассказывает Ирина Михайловна. - Она была очень светлым человеком. Несмотря на то, что жизнь её была тяжёлой». Она родилась в Самаре, школу окончила в Москве. Родителей в 1938 году репрессировали. Во время войны с ребёнком на руках пережила эвакуацию в Ташкент, а потом в Куйбышев. Ближе к концу войны вернулась в Москву, поступила на факультет немецкой филологии, а после первого курса перевелась на исторический по настоянию профессора, принимавшего у неё экзамен и разглядевшего в ней талант историка. Летом 1951-го она приехала на работу в Черкесск. И уже здесь заинтересовалась историей народов Кавказа. О кавказцах она говорила, что это очень гостеприимные люди. Что ни в одном из домов, где она была, не обошлось без того, чтобы ей не предложили хотя бы чашку айрана с лепёшкой. Ещё она говорила, что это очень трудолюбивый народ. «Валентина Павловна рассказывала, что женщины там всё время занимаются сортировкой шерсти, изготовлением сыра, пекут лепёшки, что-то шьют, вышивают. Мужчины отгоняют скот, выделывают шкуры, в свободное время вырезают по дереву. По её словам трудиться на земле Карачая очень сложно, так как это склоны гор. Вместе с массами снега осыпаются камни, и до начала пахоты их приходится вручную выбирать. Невская называла поля карачаевцев гимном человеческому труду», - говорит Ирина Назарова. Исследовательница заставила всех по-другому взглянуть на развитие горских общин, показала их эволюцию. «А ещё она показала, насколько велик, необычен, самобытен этот народ, - говорит Марина Колесникова. - Собирала по аулам фольклор, обычаи. Очень много делала для сохранения памяти о народе. Нам как-то организовали поездку в горные аулы, где она собирала материал, но это так высоко, туда физически тяжело добраться, автобус еле прошёл, и мы потом ещё долго с трудом поднимались пешком, удивляясь, как она туда добиралась полвека назад. Сейчас имя Валентины Невской кодовое в любом ауле. До сих пор её помнят, книжки её - в каждом доме». Комментарий Заведующая кафедрой всеобщей истории Карачаево-Черкесского госуниверситета имени У. Д. Алиева Патия Абайханова: «В своих работах «Карачай: дореформенный период», «Карачай в пореформенный период», «Карачай в XIX веке. Эволюция аграрного строя и сельской общины», «Очерки о Карачаево-Черкесии» и других она описала социально-экономические отношения карачаевцев, земельные вопросы, духовную культуру. Проанализировала и сопоставила большой пласт документов из разных архивов России, Грузии, касающихся Кавказской войны, статистических отчётов, рапортов, жалоб крестьян, ответов на них. Использование такого количества документов придаёт этим работам большую историческую точность и ценность. Плюс огромный полевой материал. Валентина Павловна все карачаевские аулы обошла пешком, расспрашивая наших старожилов. Отразила в своих работах все тонкости и нюансы карачаевского быта. Указывает даже 40 мастей лошадей карачаевской породы на карачаевском языке. Это не каждый карачаевец знает. Помимо вклада в создание истории Карачая, она писала учебники по истории абазин, ногайцев, черкесов. Например, её перу принадлежат несколько глав в двухтомнике «История народов Северного Кавказа». Вместе с ней в этом издании работали крупные столичные учёные. Всего ею создано более 200 научных трудов. Неслучайно ей дважды (что случается крайне редко) Кембриджский международный биографический центр присуждал звание «Женщина года» за выдающиеся заслуги в науке. И человек она была очень отзывчивый, интеллигентный, с тонким чувством юмора, абсолютно бескорыстный. Таких людей очень мало».