Директор Царицына Елизавета Фокина – о том, как Москва полюбила музеи

Если обычный москвич за переменами, происходящими со столицей, наблюдает со стороны, то Елизавета Фокина, директор музея-заповедника Царицыно, принимает в них непосредственное участие. Как сделать интеллектуальный досуг привлекательным для горожан? Какие проблемы еще предстоит решить Москве, а где сдвиг к лучшему уже произошел? Что же на самом деле такое инклюзия и почему ее так трудно добиться? Harper’s Bazaar поговорил с Елизаветой, как с руководителем крупнейшего музейного комплекса Москвы и как с человеком, переживающим о будущем любимого города. О Царицыне Царицыно по духу абсолютно волшебное место, здесь переплетено большое количество удивительных историй. Я особенно люблю рассказывать гостям о строительстве дворца, которому мы посвятили выставку «Царицыно Екатерины II»: как императрица приехала сюда, почему выбрала именно этот стиль, о ее отношениях с Потемкиным — вот вся эта романтика. Нет ничего интереснее, чем влюбленная, вдохновленная женщина. И конечно, все удивляются тому, что Царицыно жило не только в XVIII веке. После была целая серия эпох: сначала оно было в забвении, затем построился парк, появилось дачное Царицыно, когда здесь выступали самые великие музыканты и поэты. Чехов чуть не приобрел здесь дом, только, к сожалению, не успел. Шаляпин на нашей сцене исполнял куплеты за мешок картошки, Бунин повстречал тут свою будущую жену. Самые увлекательные истории всегда рассказаны через людей. О том, чем занимается музей Нашу работу в заповеднике мы называем «реконструкцией впечатлений». Важно погрузить людей в историю и уже тогда знакомить с теми терминами, которые применяются к месту: «ансамбль в готическом вкусе», «театр архитектуры», «развлекательная загородная резиденция Екатерины»… Это находит большой отклик, и мы чувствуем ответственность за сохранность истории для будущих поколений. От умения объяснить сложные темы зависит то, насколько дети полюбят искусство и историю, а также представление о нас как о современном и модном музее. Кстати, за последнее время у нас сильно повысилась посещаемость — более 6 миллионов в год. Моя любимая часть работы — обсуждение с коллегами новых сложных проектов. Когда мы начали записывать аудио- и видеоистории о людях, которые жили когда-то на территории Царицына, молва пошла от человека к человеку и герои стали приходить к нам сами. Из этого получился сторителлинг-проект «Старожилы. Частная история Царицына». Когда мы создавали нашу новую экспозицию, посвященную Екатерине II, то сделали не только реконструкцию барочной оперы, которая когда-то в Царицыне исполнялась, но и попросили актрису Юлию Ауг прочитать на камеру письмо императрицы, адресованное Потемкину. Когда мы открыли Детский музей, то пригласили на открытие юных журналистов — учеников школ журналистов и редакторских кружков, и получили такой необычный фидбэк, без которого бы продолжение работы над детской экспозицией пошла бы совсем в другую сторону. Вот такие неожиданные моменты действительно открывают глаза на уже проделанную работу. Об инклюзии Мне чужда позиция «делайте все для меня». Если хочется жить комфортно и развиваться, необходимо самому быть агентом желаемых изменений. Вся наша команда пытается как-то повлиять на ситуацию, создавая в заповеднике комфортную и одновременно безопасную, доступную обстановку. Но тут важно дать корректное определение инклюзии. Инклюзия — это не работа с людьми с особыми потребностями, а создание на базе музея атмосферы, в которой было бы комфортно всем без исключения: и человеку на инвалидной коляске, и маме с грудным ребенком, и пожилому человеку с тростью. Люди без инвалидности должны уметь общаться с теми, кто с их точки зрения на них не похож. Относиться к ним не с жалостью, а с чувством дружественной поддержки. Самое сложное в создании такой среды — коммуникация, причем это относится не только к нам, но и к городу и стране в целом. Слышать друг друга и правильно формулировать запросы действительно сложно. К примеру, мы запустили проект уроков для детей с расстройствами аутистического спектра и предложили его школам. Но стало ясно, что с обратной стороны не могут точно сказать, какого рода программа им нужна и есть ли у самих учителей время для дополнительного образования. О том, как сделать музей лучше Мы внимательно следим за опытом европейских коллег. Эталон в сфере прикладного искусства на сегодня — это Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Но — это не единственный наш партнер. В следующем году мы откроем большой театральный проект «Под маской Венеции» в сотрудничестве с объединением муниципальных музеев Венеции MUVE, а в 2021-м привезем выставку «Опера, страсть, власть и политика», посвященную семи мировым операм, которые потрясли мир. Наши сотрудники ездят на стажировки в Великобританию, чтобы перенимать опыт интерпретации и пополнения коллекций, учиться работать с аудиторией, экспозициями и дизайном. Ведь если мы говорим о консервативном музее, то важнее всего для него — это показать коллекцию и убедиться, что зритель ее понял. К примеру, в традиции Музея Виктории и Альберта проводить раз в год выставки для конкретной аудитории — детей, людей старшего возраста, мигрантов и так далее. О Москве Москва — мой город, и мне очень нравится все, что в нем происходит. Я выросла в Перми, но уже почти 20 лет живу в столице. Москва вдохновила меня не масштабом (это я ожидала), а своей динамикой. За 20 лет темп только вырос, и ты постоянно пытаешься ему соответствовать. Уникальность Москвы в том, что она пытается не забывать о людях. Возникают локальные сообщества людей, взрослеющих вместе с мегаполисом и чувствующих себя ему нужными. Появляются пространства для детей и креативные кластеры для молодежи. Сюда едут за переменами. Когда-то бытовало мнение, что Москва, она только для работы и высасывает из тебя все эмоциональные силы. Как человек, активно работающий, могу сказать, что ощущение от города сильно изменилось. Старшее поколение постепенно встраивается в социальную жизнь, молодые могут найти работу по душе. Безусловно, есть сложности — их я тоже отмечаю, но уже как родитель, — например, не всегда легко получить набор необходимых услуг в шаговой доступности, в первую очередь это касается детской инфраструктуры. Недочеты города я исправляю на примере Царицына. Хотя наша базовая функция — просвещение, мы должны дарить хорошее настроение и правильно подавать информацию, не становясь при этом развлекательным центром. Сейчас к зимнему сезону готова целая серия выставок о декоративно-прикладном искусстве (в том числе хулиганская экспозиция в Оперном доме под названием «К столу!», посвященная авторской керамике), зимние развлечения (мы впервые за несколько лет открываем каток!) и новогодняя программа — спектакль «Новый год в Зазеркалье» специально для Царицына поставила группа актеров из московских театров. По сути, все самое необходимое, чтобы приехать в Царицыно и провести здесь целый день, у нас есть: поиграть в снежки, скатиться с горки, послушать лекцию, посмотреть выставку и выпить чаю с баранками на Рождественском маркете. ФОТО: Заур Тедеев

Директор Царицына Елизавета Фокина – о том, как Москва полюбила музеи
© Harper’s Bazaar