Корни скрывали, но язык сберегли. Как воины Наполеона стали общиной на КВМ

Польские волны В 1812 году российские полководцы разгромили армию Наполеона, а участвовавших в походе польских солдат пленили и выслали на Кавказ, в Пятигорск. По данным польских историков, их было 10-12 тысяч. Спустя год, им дали возможность вернуться на родину. Но не все сосланные воспользовались этим шансом. До революции поляки служили в царской армии в особом Польском легионе. Им доверяли охрану самых важных объектов Пятигорска. В легионе состояло около 200 рядовых, 11 офицеров и унтер-офицеров. Когда город взяли красноармейцы, легион расформировали, а солдат отправили в одну из дивизий Войска Польского, которая находилась в Екатеринодаре (сейчас это Краснодар). Второй шанс вернуться на Родину поляки получили в 1921 году, когда СССР заключил мирный договор с Польшей. Домой уехали три эшелона, но опять же не все. На тех, кто остался, как и на других иностранцев, обрушился Большой террор 1937-1938 годов. Люди скрывали своё происхождение, но всё же сохранили язык и традиции. После Великой Отечественной войны на Кавказ хлынула вторая волна польских мигрантов. Переезжали на новое место девушки и женщины, которые в военные годы вышли замуж за советских военнослужащих. Некоторые – с детьми. «Гномы» и «Деды» Шодского Среди живших в Пятигорске поляков самую большую роль в истории города сыграл Людвиг Шодский (1858-1935). Это он создал красующуюся на всех открытках скульптуру орла, борющегося со змеёй, и фонтан «Сказка», известный в народе как «Гномы» и «Деды». Он же украшал лепниной и гипсовыми статуями новые гостиницы, кофейни и дома местных богачей. Перкальский питомник на склоне горы Машук получил название ещё от фамилии другого поляка – офицера Перхальского, которого разжаловали и назначили объездчиком Бештаугорского лесничества. Он и заложил в 1879 году основу питомника, привозя отовсюду саженцы и украшая ими территорию перед сторожкой. «Мой предок Сергюш Поволоцкий тоже стал знаменитым, - рассказала председатель Союза поляков на КМВ Галина Нестеренко. – Это двоюродный брат моей бабушки, он жил здесь в детстве. Когда вырос, переехал в Лодзь, учился в Вильнюсе и стал писателем-драматургом. Своими детскими впечатлениями о Пятигорске он поделился в книге «Что мои глаза видели». Её издали на польском языке. Один экземпляр хранится в Доме-музее Лермонтова». К 1844 году переселенцы построили костёл на собранные всем миром средства. Есть городская легенда, что первые 40 золотых рублей подарил царь Николай I. Проект разработал известный итальянский архитектор Джузеппе Бернардацци, живший в те годы на Каминводах. Так удовлетворили ходатайство не только поляков, но и других католиков-иноземцев, которых в Пятигорске в то время было немало: в Россию активно привлекали иностранных учёных, врачей, архитекторов, строителей и ремесленников. В советские годы с религией боролись, но костёл не разрушили: он стал сначала складом, потом клубом, а в конце 1980-х филармонией. Благодаря этому убранство храма сохранилось по сей день. В XXI веке зданию вернули его предназначение. Учат язык, танцуют краковяк В конце 1980-х на КМВ стали появляться первые полонийные, то есть польские, организации. Союз поляков на Кавказских Минеральных Водах был создан 9 ноября в 1991 году Евгениушем Суперсоном. Он был председателем с 1991 по 2005 год. За эту работу ему вручили польскую государственную награду - Крест Заслуги. «Моя мама работала в гостинице «Интурист», где и познакомилась с Евгениушем Суперсоном. Он дал объявление в газету о том, что хочет создать организацию. Сначала в ней было всего 11 человек. Сама я вступила в Союз в 1994 году», - вспоминает Галина Нестеренко. Союз создавался, чтобы поддерживать польскую культуру и язык. При организации работает школа. Преподаватели бесплатно занимаются и с детьми, и со взрослыми. Носители языка преподают язык и в Пятигорском государственном университете. Выпускается ежеквартальная газета Polonia Kaukaska. Большинство членов Союза сейчас – взрослые и пожилые люди. Молодёжь, которая вступает в организацию, изучает язык, поступает в польские университеты и уезжает из страны. В Польше они получают социальную стипендию как репатрианты. Многие остаются за границей насовсем, а те, кто всё же возвращается в Россию, предпочитают селиться в мегаполисах. В общине отмечают национальные и религиозные праздники: католическое Рождество, День Полонии (2 мая), праздник Третьего Мая (День Конституции Польши), праздник Независимости Польши (11 ноября). Дважды в год проводятся Дни польской культуры. Также празднуют день рождения организации (9 ноября). Союз приглашает в гости знаменитых соотечественников. Например, этим летом Пятигорск посетил музыкант Томаш Риттер. Он дал концерт польской музыки в Доме культуры. Зал был полон слушателей. «Многие из тех, кто вступал в Союз детьми, уже выросли и стали студентами, но они до сих пор с удовольствием танцуют национальные танцы», - поделилась Галина. Городские праздники не обходятся в Пятигорске без национальных подворий, и поляки тоже обязательно устанавливают свой шатёр. Для горожан и туристов выступают творческие коллективы Союза. Вокальный ансамбль «Висла» исполняет народные песни, а дети из ансамбля «Ручеёк» танцуют полонез и краковяк. Комментарий Преподаватель польского языка Елена Бродовская: «Русский и польский языки имеют общее происхождение. Различие лишь в том, что польский относится к западной ветви языков, а русский к восточнославянской. Соответственно, очень много похожих слов, означающих родственные отношения, посуду и многое другое. Славянину проще изучать другой язык, принадлежащий к современной славянской группе, так как можно провести параллели между ними. Правда, есть группа слов, которые могут быть знакомыми на слух, но имеют совсем другое значение, например: kawior - икра. Несмотря на свою простоту, польский язык может легко запутать человека, не знающего его. Gada - болтать, sklep - магазин, zdanie - предложение. Из-за этого русскоязычный человек, недавно попавший в польскоговорящую среду, может оказаться в неловкой ситуации. Но здесь главное - относиться к языковым казусам с юмором».

Корни скрывали, но язык сберегли. Как воины Наполеона стали общиной на КВМ
© АиФ Ставрополье