Музыка нас связала
О планах Удмуртской государственной филармонии на новогодние праздники Дмитрий Стрелков Журналист 29 ноября 2019 Удмуртская государственная филармония уже перешагнула свой 80-летний юбилей и при этом уверенно смотрит в будущее. Ещё сравнительно недавно поход в учреждение культуры ассоциировался с интеллигентными бабушками в янтарных бусах или с родителями юных дарований, которых допустили до большой сцены из стен муниципальной школы искусств. Сегодня же смело можно говорить, что ходить в филармонию становится модно представителям любого поколения. Алексей Фомин директор Удмуртской государственной филармонии О положительных изменениях и планах на ближайшие месяцы корреспондент «Сусанина» Дмитрий Стрелков побеседовал с директором Удмуртской государственной филармонии Алексеем Фоминым. Традиция и мода Вопрос, на первый взгляд, бестактный – помолодел ли зритель? Оказалось, что значительно помолодел. Команда Алексея Фомина взяла бразды руководства филармонией в 2011 году. Сразу же провели исследование целевой аудитории. На тот момент она составила 60+. Некоторые концерты тогда категорически не продавались. Сам же Алексей Фомин до руководства всем учреждением культуры был дирижёром оркестра народных инструментов «Зарни крезь», который однажды переименовал в «Золотую мелодию». Честно говоря, меня прокляла удмуртская нация. Я удмурт, а переименовываю. В то же время нужно понимать, что мы работаем не только в национальном колорите, мы работаем в продвижении академической культуры, а я не сторонник одностороннего развития. На одном из концертов присутствовало 56 зрителей. На сцене было около 30 музыкантов. А что будет через десять лет?.. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии В принципе, можно было бы вычёркивать филармонию. Новая команда понимала, что надо омолаживать целевую аудиторию. Начали говорить на доступном языке о высоком, играя. Вышли в социальные сети, вошли в гаджеты подрастающего поколения, начали сотрудничать с вузами. В зал, где звучит симфоническая музыка, стали приходить даже люди с пирсингом на лице, которых раньше здесь было встретить непривычно. В какой-то степени я однажды испугался, когда увидел людей полностью в чёрных одеждах, в обуви на высокой платформе – пришли на концерт симфонического оркестра. Тогда понял, что мы победили ситуацию. Провели исследование в 2016 году, и публика у нас омолодилась, сейчас она – 45+. Это победа Удмуртской филармонии. Есть понимание завтрашнего дня. Потому что наш постоянный зритель помолодел. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Одной из причин такого «омоложения» Алексей Фомин считает изменение предлагаемых форм мероприятий. Например, представили форму ночных концертов. В итоге в зале сидела одна молодёжь. Оказалось, что есть запрос на такую культуру – концерт в 22:00. Следующее подобное мероприятие запланировано на Рождественский фестиваль. 11 января зрителям представят доступную «сувенирную классику». А следующий ночной концерт будет посвящён творчеству группы «Queen», 14 марта. Это совместный проект симфонического оркестра и Академической хоровой капеллы Удмуртии. Главные составляющие Чем же сегодня столь привлекательно пространство Удмуртской филармонии? Важно понимать, что здесь много мероприятий, связанных не только с академической музыкой, но и высокой культурой в целом. К этому можно приравнять джаз и народное искусство, потому что те коллективы, которые есть в филармонии, на сегодняшний день являются представителями высокой культуры в разных сферах, в разных жанрах понимания музыки вообще. Например, государственный академический ордена «Дружбы народов» ансамбль песни и танца «Италмас» имени Анатолия Васильевича Мамонтова. В последний год коллектив редко стал выступать в Удмуртии – много гастролей на территории России. Нас приглашают в другие города для того, чтобы познакомиться с культурой Удмуртии. В то же время мы не зацикливаемся на национальной тематике в репертуаре ансамбля «Италмас». И не надо бояться русскоязычному населению, что им будет скучно. Это интересно – посмотреть разные виды творчества из разных уголков нашей страны. Наша страна многонациональна, и в этом есть прекрасное зерно. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии В преддверии Нового года в филармонии запустили ставший традиционным «Джазовый фестиваль». В этот раз площадку филармонии отдают для музицирования «друзьям и коллегам». Привезут джазовый оркестр Республики Татарстан под управлением Сергея Васильева. Это будет одним из важных событий, потому что этот оркестр ещё не был представлен на суд зрителя в Ижевске. Думаю, что, услышав коллектив, наш зритель начнёт волей-неволей сравнивать его с московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана, который уже был здесь. Потому что этот оркестр ни чем не хуже, а в некоторых моментах, может, и лучше. Хочется показать, что и в провинциальных городах есть хорошие коллективы, и мы должны стремиться к лучшим формам коллективного творчества. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии У музыкантов Удмуртии есть огромный потенциал и желание что-то поменять, улучшить в музыкальном мире республики. Наконец-то получилось в рамках джазового фестиваля осуществить совместный проект с ДШИ №2 имени П. И. Чайковского. Концерт, где дети будут представлены на одной сцене с профессиональными музыкантами оркестра «Арсенал-Бэнд». Раньше сотрудничали площадками, теперь сотрудничаем музыкантами. Важно понимать, что эти дети, которые сейчас обучаются в музыкальных школах, – завтрашний день музыкального искусства. Они уникальные, их нужно поддерживать. Гениальных и талантливых детишек в республике очень много, но почему-то мы очень редко в последнее время начали говорить о них. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Когда проходит открытый марафон искусств «На родине Чайковского», где принимает участие больше тысячи детей, приезжающая московская профессура по достоинству оценивает наших юных артистов. Они справедливо получают высокие награды от народного артиста России Дениса Мацуева. Из интересного. Удмуртию посетили артисты с Алтая, занимающиеся горловым пением. Это также первый опыт, в республику никогда ещё не привозили такой вид творчества. Трио «Алаш», наследники знаменитого квартета «Хуун-Хуур-Ту», было принято зрителями в Ижевске. Ещё недавно коллектив провёл турне в США. В рамках международного сотрудничества Ижевск посетила латвийская команда «Subtilu-Z». Их визит не случаен. В рамках Санкт-Петербургского культурного международного форума в прошлом году мы принимали участие в жюри, отбирая лучших музыкантов со всего мира, работающих в этно-стиле. Победителем стала латвийская команда «Subtilu-Z», ей мы устраиваем гастрольный тур по России. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии В преддверии праздника Не надо забывать, что Удмуртия – родина великого музыканта Петра Ильича Чайковского. Его музыка чаще всего звучит на лучших площадках мира. Яркий представитель Удмуртской филармонии именно в исполнении музыки классика – государственный симфонический оркестр Удмуртской Республики. В сезоне есть и мировые премьеры. «В Удмуртии они не звучали. Значит, если на родине Чайковского не звучало, в мире в принципе не звучало», — отмечает Алексей Фомин. Как ни странно, но в Удмуртии ни разу не исполнялся «Леворучный концерт Мориса Равеля» — Фортепианный концерт №2, для левой руки. А 20 января виолончелист Борис Андрианов исполнит с оркестром концерт Моисея Вайнберга. За пульт встанет дирижёр из США Михаил Агрест. Музыка Вайнберга также ни разу не исполнялась на концертных площадках Удмуртии. Концерт посвящён 100-летию со дня рождения композитора. Также зрителям в этот вечер представят 27-ю симфонию Николая Мясковского, весьма редко исполняемую музыку. Наш оркестр нужно вводить в пул лучших оркестров. Очень хороший состав и в музыкальном плане, и среди артистов. Главное — есть желание у музыкантов стать топовым региональным оркестром, чтобы выступать не только на территории Удмуртии, но и на территории России, и за её пределами. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Эти планы начинают претворять в жизнь. Летом 2020 года оркестр поедет в Германию и там даст шесть концертов с участием лауреатов конкурса Чайковского. Алексей Фомин уверен, что это будет неким шагом для гастролей под лейблом «Симфонический оркестр Удмуртской Республики». Как же пространство филармонии предлагает провести новогодние праздники в своих стенах? Оказалось, что проведённые изменения — не просто обновление и косметический ремонт. Зал стал максимально комфортным. Здесь поменяли кресла, в которых теперь, забыв про все проблемы, можно слушать высокую музыку. В зале теперь не душно. Становится жарко лишь от аплодисментов. Работает вентиляционная система и кондиционирование. С уверенностью могу сказать, что у нас лучший акустический зал Удмуртии. Мы наконец-то этого добились. Спасибо главе республики Александру Бречалову, который помог осуществить наши мечты, и министру культуры Удмуртии Владимиру Соловьёву за поддержку профессионального искусства. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Директор филармонии уверен, что многим уже надоела форма празднования Нового года как такового — безмерное количество салатов, выпитого спиртного, выключение из календаря 1 января в наступающих тяжёлых выходных буднях. Когда не хочется никуда выходить из дома, а сходить есть куда, оказывается. Четвёртый год подряд филармония проводит «концерты за столиками». Они стартуют 20 декабря и продлятся до 30 декабря. Формат 5-часовых вечеринок. Новые кресла мобильны, их полностью убирают из зрительного зала и ставят столы. Первый час — это концерт. Артисты филармонии создают разнообразную программу, можно выбрать духовой или народный оркестр. После 1,5 часов концерта выходит ведущий и в тандеме с профессиональными музыкантами делает праздничный вечер. Обязательно участие профессионального Деда Мороза с настоящей Снегурочкой. Будет возможность загадать желание, а оно может быть только одно — провести 2020 год с филармонией и только с высокой культурой. Это некая форма «Голубого огонька». Если подарите билет на такую вечеринку, вам будут благодарны родные, коллеги и близкие. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии После новогодних праздников наступают реалии 2020 года. Чтобы украсить быт, филармония предлагает социальный фестиваль, концерты в одно отделение с 4 января, где принимают участие абсолютно все коллективы филармонии. Хедлайнером является певец и актёр Дмитрий Носков, чья программа посвящена творчеству Фрэнка Синатры. На сцене филармонии он выступит с единственным профессиональным джазовым коллективом Удмуртии – оркестром «Арсенал-Бэнд». И 2020 год, поверьте, будет красивым, если в первые дни нового года будете вместе с филармонией, вместе с высокой музыкой и год пойдёт под лозунгом «говорим о высоком, играя легко и доступно». — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии О планах и надеждах на будущее Много внимания сейчас уделяется национальной культуре, но, к сожалению, в национальной культуре забывается профессиональное национальное искусство. Благодаря благотворительному фонду «Мирабель» Удмуртская филармония получила возможность принять участие в конкурсе президентских грантов и выиграла его с проектом «Италмас приглашает». Стоит отметить, что при ансамбле есть детская студия имени Леоноры Мамонтовой, которая её создала. На сегодняшний день воспитанники студии становятся победителями детских танцевальных конкурсов. Отметим, что в каждом профессиональном национальном коллективе есть своя школа-студия, которая воспитывает именно свои кадры. Мы решили объединить наши усилия, объединить школы-студии при профессиональных национальных коллективах страны и провести их фестиваль 19 января. Это будет впервые в России. Идёт период согласования участников. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Конечно же, не надо забывать уже ставший традиционным открытый марафон искусств «На родине Чайковского», где стараются объединить детские школы искусств со всей республики. Фестиваль филармония проводит совместно с ижевской ДШИ №2, и Алексей Фомин благодарен лично директору школы Геннадию Юсиму за плодотворное сотрудничество. Юные таланты в прямом эфире нон-стоп играют музыку Петра Чайковского. Из 1000 детей отбирают лучших на мастер-классы профессоров Академии имени Гнесиных, Московской консерватории, преподавателей Центральной музыкальной школы в Москве. По итогам мастер-классов вручаются именные разовые стипендии и путёвка в Суздаль на летний фестиваль «Новые имена». Когда дети оказываются в такой профессиональной сфере, смотришь их страницы в соцсетях, наблюдаешь за ними — их глаза ещё больше загораются. Понимаешь, что всё это делается ради будущего профессионального музыкального искусства нашей республики. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Свою задачу директор филармонии видит не только в том, чтобы продать концерты и организовать досуг зрителя, но и взглянуть чуть дальше сегодняшнего дня. Чтобы кадровый голод, который сегодня возникает в Удмуртии, не повторился через 10 лет. Чтоб была возможность приглашать на старейший фестиваль в России всех этих ребят уже как состоявшихся музыкантов. А они в своё время смогли бы увидеть подрастающее поколение, чтобы уже их поставить на ноги. Напомним, посвящённый Чайковскому фестиваль проводится в Удмуртской государственной филармонии с 1958 года. Наш фестиваль направлен прежде всего на просветительскую работу, работу с подрастающим поколением, чтобы объединить усилия музыкальных школ, общеобразовательных школ, профессиональных училищ. Чтобы завтра мы говорили: «Это с родины великого гения русской музыки Петра Ильича Чайковскго». А такие примеры есть. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Это пианист Евгений Михайлов, солистка оперы Мария Пахарь, дирижёр Виктор Олин, ныне британский пианист Михаил Шиляев, пианистка Ася Корепанова, которая блистает в США. Есть земляки, которыми по праву можно гордиться, говоря, что это наследники священной для музыканта земли, где родился Пётр Чайковский. Искусство для всех Стоит отметить, что у филармонии достаточно демократичные цены на билет. Как же удаётся сдерживать рост цен? Алексей Фомин не считает правильным продавать по высокой цене, не имея продукта. В то же время, он старается удерживать цены, чтобы сделать филармонию «островком стабильности» в сумасшедшем мире. Удерживать цены удаётся благодаря коммерческим проектам. Разделили понятия. Есть коммерческие концерты, есть просветительские. На них мы категорически отказываемся завышать ценовой барьер. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Но и коммерческие проекты стараются постоянно контролировать и «держать руку на пульсе». Конечно, бывают промахи. Коммерческий проект не срабатывает. Благодаря умелому распределению финансовых потоков организации можно грамотно подойти к ценовому сегменту, который филармония предлагает зрителю. Мы же прекрасно понимаем, что наша целевая аудитория, помимо того, что она омолодилась, это ещё и бюджетная сфера — врачи, педагоги, воспитатели. Поэтому мы прекрасно понимаем, что «карман» в семье один. И чтобы ходить на концерты симфонического оркестра, а это необходимо делать, прививать своим детям любовь к симфонической музыке, — не нужно завышать цену на билеты, а максимально стараться удерживать за счёт других финансовых потоков. — Алексей Фомин, директор Удмуртской государственной филармонии Такие потоки могут быть разными. От сдачи в краткосрочную аренду концертного зала для проведения коммерческих проектов, до долгосрочной аренды кафе. Поэтому в Удмуртской государственной филармонии удаётся удержать цены в просветительском сегменте.