Войти в почту

Широкая интеграция станет основой развития ОДКБ в ближайшем будущем

Расширение ОДКБ является стратегической задачей этого военного объединения, но на сегодня это маловероятно – считает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов. Изначальные задачи ОДКБ были значительно шире Лидеры стран-членов ОДКБ выступили за продление договора СНВ-III и высказали свое сожаление в связи с прекращением ДРСМД и продолжением ухудшения международной обстановки, а также постоянной эрозией международно-правовых институтов. Этим фактом страны-члены ОДКБ, куда входят четыре государства ЕАЭС – Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Таджикистан, поддержали внешнеполитическую позицию Москвы по стратегической стабильности и безопасности. Это логичное действие государств-членов ОДКБ, но, вместе с тем, оно ставит под вопрос судьбу этого объединения – будет ли оно развиваться дальше или окончательно превратится в институт, который отвечает в основном за безопасность бывшего советского подбрюшья от «афганских опасностей». Интересно, что сам Афганистан вместе с Сербией числится сегодня среди государств-наблюдателей ОДКБ. Еще в ОДКБ состояли такие страны, как Азербайджан, Грузия и Узбекистан, который успел за два десятилетия дважды зайти и выйти из данного объединения. «Эта структура была создана в далеком уже 1992 году, и связано это было с распадом Советского Союза, причем первоначально планировалось, что странами-членами будут оставлены некоторые компоненты общему военному командованию», - заключает Куртов. На практике разделение Советской армии продолжилось и после 1991 года, причем это касалось не только воинских континентов в Германии и Венгрии, которые перешли под контроль России, но и разделения Советских вооруженных сил в бывших союзных республиках. Оставались воинские континенты и в государствах Прибалтики, которым Москва дала независимость в сентябре 1991 года после провала ГКЧП, а наиболее острой темой являлся раздел Черноморского флота, который был окончательно согласован только в 1997 году. «Естественно, государства-подписанты договора СНГ тогда лукавили, поскольку их основной целью был распад единого союзного пространства, а не создание на его основе чего-то нового. Поэтому бывшие республики СССР стали отстраивать свою национальную государственность, а это не предполагает делегирования управления национальными вооруженными силами руководству ОДКБ», - констатирует Куртов. Как отмечает эксперт, это хорошо видно по действиям Украины, которая через три недели после подписания договора об СНГ приняла решение о создании своих национальных вооруженных сил и не вошла в ОДКБ – то же самое изначально касалось и Белоруссии. «Изначально ОДКБ был структурой, в которую вошла только часть государств-членов СНГ. Предполагалось, что договор должен объединить усилия этих стран в отражении внешней угрозы, причем про угрозу от Афганистана тогда не говорилось так, как сегодня. Разговор шел о более традиционных угрозах, которые могли бы исходить от враждебных государств и военных блоков», - резюмирует Куртов. Россия продолжит развивать ОДКБ За время существования ОДКБ туда входили и оттуда выходили разные страны, причем если брать девяностые, то эффективность этой структуры находилась на минимальном уровне. Все страны постсоветского пространства переживали сложности в экономике, из-за чего средств на финансирование таких военных проектов у них не было, зато в нулевые годы ситуация изменилась в лучшую сторону. «В девяностые годы были случаи самостоятельного разрушения бывшими советскими республиками того оборонного потенциала, который им достался в 1991 году. Россия тогда тоже испытывала трудности из-за потери военных баз, кризиса в экономике и вывоза ядерного оружия из Украины, Белоруссии и Казахстана, который превратился в целую эпопею», - заключает Куртов. Зато на рубеже веков была создана организационная структура на базе ОДКБ, призванная развивать те договоренности, которые были прописаны в базовом соглашении, что и стало первым шагом в развитии этой системы коллективной безопасности. «Первоначально ОДКБ был именно таким – были обязательства, но не было структуры, которая осуществляет их выполнение. После того, как была создана такая структура, ОДКБ стал развиваться, хотя в реальные действия это не выливалось», - констатирует Куртов. По словам Аждара Ашировича, это обстоятельство нужно только приветствовать, поскольку это показывает, что никакой реальности опасности государства ОДКБ за последние года не подвергались, и по этой причине они могут ограничиваться только учениями. «Россия сегодня оказывает помощь в обучении военнослужащих другим государствам ОДКБ, а также осуществляет им материально-техническое содействие, что является существенным моментом, поскольку оружие – это чрезвычайно дорогая вещь», - резюмирует Куртов. Государства ОДКБ покупают оружие либо по внутрироссийским ценам, либо получают его бесплатно в контексте единых оборонных программ. Прежде всего, такой режим работает в ОДКБ в отношении Таджикистана, который ограничен в своих возможностях. «Впрочем, ОДКБ пока не стал такой мощной и единой структурой, каким был когда-то Варшавский договор. Российские политики обычно говорят, что и такой цели не ставилось, но мы все-таки хотели большей интеграции», - заключает Куртов. Поэтому Россия и дальше будет делать ставку на ОДКБ, перспективы здесь есть, причем именно внутренние – за счет интеграции вооруженных сил стран-членов, а что касается новых государств, то это вопрос открытый и непростой.

Широкая интеграция станет основой развития ОДКБ в ближайшем будущем
© ФБА "Экономика сегодня"