Войти в почту

Сколько Колумбайнов ждать в российских школах?

Что такое Колумбайн? Но начнем мы с события, которое стало прообразом этих массовых убийств. В 1999 году в США двое учащихся школы «Колумбайн» устроили бойню. Они пронесли в учебное заведение взрывчатку и оружие и с особой жестокостью расправились с встретившимися им на пути учителями и школьниками. Смертельные ранения получили 13 человек. Еще 23 пострадавших выжили. Сами стрелки покончили с собой. Самодельные бомбы, которые юноши заложили в школьной столовой, не сработали. Иначе жертв было бы значительно больше. Такие трагедии случались и раньше. Но именно эта история породила своеобразный культ. Возможно, потому, что она совпала с массовым распространением Интернета. А потому в Сети начали появляться многочисленные сообщества, посвященные событиям в Колумбайне. Эрик Харрис и Дилан Клиболд, совершившие это преступление, стали кумирами множества подростков. Конечно, далеко не все молодые люди, которые интересовались этой темой, пошли стрелять в сверстников. Многим вполне хватало виртуальной причастности к подобной тематике. Но нельзя отрицать, что ряд аналогичных случаев имел явную отсылку к Колумбайну. Школьных расстрелов, произведенных по этому сценарию, насчитывается (по разным подсчетам) от 8 до 17. И еще несколько десятков были предотвращены. Какие случаи известны в России Стала популярна колумбайн-субкультура и в нашей стране. Интересовался ли ей убийца из Благовещенска, пока неизвестно. Но достоверно известно о других случаях в новейшей истории, когда учащиеся устраивали бойню, вдохновляясь американским примером. Самый трагический из них – это расстрел в Керчи в октябре 2018 года. Студент местного колледжа пришел в учебное заведение с помповым ружьем и начал стрелять во всех, кто попадался ему на глаза. 20 человек скончались, еще 67 получили ранения. Он также заложил в буфете взрывное устройство, начиненное болтами и гайками. В отличие от американской истории оно сдетонировало. Еще один случай произошел в Ивантеевке, где девятиклассник сначала разбросал в школьном коридоре дымовые шашки, а потом забежал в кабинет информатики и начал угрожать присутствующим пневматическим пистолетом. Учительницу он ударил топором по голове. Еще несколько школьников пострадали, выпрыгивая из окна. Покончить с собой юноша не успел, его задержала полиция. В ходе расследования выяснилось, что он тоже был поклонником Харриса и Клиболда. Сюда же можно отнести историю из Перми. Правда, там фигурируют ножевые, а не огнестрельные ранения. Видимо, подростки не смогли достать оружие. Однако и с ножами двое заговорщиков смогли покалечить 15 человек. Это объясняется тем, что их жертвами стали не сверстники, а четвероклассники, у которых вела урок учительница, ставшая главной мишенью. Подростки, совершившие нападение, тоже неоднократно размещали на своих страницах в соцсетях посты, посвященные Колумбайну. Почему такое происходит? Мы попросили психологов прокомментировать, что заставляет молодых людей идти на такие преступления. Маркин Илья Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга: «На мой взгляд, это связанно с природой человека, который очень агрессивен, но не способен легко причинить противнику какой-либо значимый урон. Поэтому человек нарастил себе всякие возможности типа оружия, с этим стало гораздо более эффективнее убивать себе подобных. В результате смерть стала обыденностью». Алена Август, эксперт по коммуникациям, психолог: «Как минимум, несколько слагаемых должны сойтись в одной точке пространства. Это, как правило, общий негативный фон вокруг той истории, в которой живет подросток или взрослый человек. Крайняя степень напряжения, засилье негативных новостей, отсутствие каких-то поддерживающих отношений». Как на это влияет доступ к оружию? Как известно, в США достаточно либеральные законы, касающиеся хранения оружия. Каждый раз, когда происходит очередной расстрел в школе, в обществе поднимается дискуссия, стоит ли ограничить продажу холодного оружия или, напротив, увеличить его количество, снабдив им учителей и научив их отражать атаки. Но ведь в России повсеместное владение пистолетами и винтовками не принято. Но, тем не менее, подобные случаи все равно происходят. Причем в двух из четырех случаев (Благовещенск и Керчь) ружья были куплены молодыми людьми легально и оформлены по всем правилам. То есть, те, кому нужно, все равно находят способ их получить. В то же время в Европе о таких случаях мы почти не слышим, хотя в ряде стран законодательство об оружии либеральнее российского. Так стоит ли повышать возрастной ценз и еще более строго подходить к претендентам? Или дело не в этом? Илья Маркин: «Евросоюз и США построены на совершенно разных принципах. Если очень упрощенно, то США основаны на принципах индивидуализма и достижения результата любой ценой. Европейцы же всегда жили в условиях очень стратифицированного общества, где свобода очень ограничена, а гуманизм, наоборот, возведен в очень высокую степень. Ну, и, конечно, доступность оружия. В США существует культ огнестрельного оружия, оно есть дома у очень большого процента населения, людей чуть ли не с детства учат из него стрелять. В Европе все строже, оружия гораздо меньше и отношение к нему более сдержанное. В результате мы имеем два расходящихся вектора социального бытия общества. И разные статистические результаты стрельбы по людям в общественных местах». Алена Август: «Если мы будем сравнивать Европу и Америку, то заметим, что в Америке гораздо более либеральное законодательство по отношению к оружию. Там оружие может быть практически в каждом доме. И сама практика отношения к оружию предполагает, что дети рано могут взять его в руки. Как мы видим, в нашей стране те жесткие рамки, которые заданы законом, не соблюдаются. То ли общее наше российское разгильдяйство, то ли человеческий фактор вмешивается в довольно жесткую систему выдачи и обращения с оружием. Но, так или иначе, психически нестабильные подростки получают к нему доступ – либо оно недостаточно правильно хранилось дома, либо они уже стали достаточно взрослыми, чтобы его купить. При этом эта взрослость не стала для них показателем стабильности психологической системы и умением управлять своим поведением». Нужно ли усилить охрану в школах? Во всех описанных случаях преступники беспрепятственно проносили оружие в учебные заведения несмотря на камеры видеонаблюдения и пропускную систему. Мы спросили наших экспертов, нужна ли такая охрана, если она никого не может остановить. Они сошлись во мнении, что охрана необходима. Но, тем не менее, большее внимание нужно уделять первопричинам подобных трагедий, а не устранению последствий. Илья Маркин: «Охрана в школах носит в основном декоративный характер, прав у них практически никаких нет и остановить замотивированного убийцу они смогут разве что ценой собственной жизни. Готовиться к прошедшей войне - это любимое занятие наших генералов. Хотя причина лежит совершенно в другом. И единственное, что может в данном случае помочь, - это профилактика будущих возможных инцидентов. Выявление сложных моментов в жизни учащихся (например, буллинг или травля одних учеников другими) и предупреждение вот таких вот массакров». Алена Август: «Конечно, надо задумываться о том, чтобы охрана в школах не была формальным отсиживанием рабочего времени людьми в форме, а чтобы это была действительно работающая вещь. Нужен контроль за цифровой системой, рамками, пропускными пунктами, возможность проверить с помощью специального оборудования, что за вещи вносят в школу. Но важно не только это. Это лишь организационная сторона. Но такое все равно будет повторяться, если в школу будут приходить дети, у которых не сформировано умение управлять своим поведением. Если ситуации буллинга не будут контролироваться учителем и отрабатываться психологом. Если в семьях родители не будут знать, как разговаривать с ребенком в критической ситуации. Тогда какой бы замечательной ни была система безопасности, рано или поздно подобные инциденты повторятся». К сожалению, в нашей стране привыкли бороться со всеми нежелательными явлениями путем запретов. И, в частности, в декабре 2018 года был принят закон о запрете «колумбайн-сообществ» и других ресурсов, пропагандирующих насилие и суицид среди подростков. Безусловно, это важная и нужная мера. Однако хотелось бы, чтобы Госдума и профильные министерства уделяли не меньшее внимание созданию благоприятной психологической обстановки и моральному здоровью общества.