Ещё
Водонаева жестко ответила Володину
Водонаева жестко ответила Володину
Шоу-бизнес
Ребенка засосало в слив московского аквапарка
Ребенка засосало в слив московского аквапарка
Происшествия
Раскрыты доходы членов нового правительства РФ
Раскрыты доходы членов нового правительства РФ
Политика
Смертельный вирус в России: Минздрав дал комментарий
Смертельный вирус в России: Минздрав дал комментарий
Общество

Когда земля трещит под ногами… 

Когда земля трещит под ногами…
Фото: Мир новостей
ПОКА ПЕТУХ НЕ КЛЮНЕТ…
Напомним, утром 19 ноября автомобиль Lada Largus провалился в яму с кипятком. И водитель, и пассажир, находившиеся в салоне, буквально сварились заживо.
Вскоре после аварии губернатор распорядился создать рабочую группу по обследованию потенциально опасных участков в регионе. Местная прокуратура возбудила уголовное дело, а глава поставил ход расследования на контроль в центральном аппарате ведомства.
Но почему все эти телодвижения делаются уже после гибели людей? Почему всякий раз устраняют последствия беды, а не первопричину? «МН» ищет ответы именно на эти вопросы.
«ОСТАТОЧНАЯ ТОЛЩИНА»
«Виноваты гнилые трубы», — предположит всезнающий читатель и будет прав, но лишь отчасти.
Действительно, в случае с  именно в месте прорыва труба была крайне изношена. Это признал и зампред областного правительства , побывавший на месте ЧП.
«Остаточная толщина стенки у всей вырезанной трубы — 4 миллиметра, — заявил он. — Там же, где произошел прорыв, состояние очень ветхое — около 2 миллиметров». При этом чиновник дал понять, что «сама труба — мы смотрели по срезу — находится в нормальном состоянии».
Своеобразным алиби заручился и , директор компании «T Плюс групп», в ведении которой находится дырявый теплопровод. По его словам, специалисты, якобы побывавшие на месте ЧП перед провалом, не засвидетельствовали никаких проблем. Хотя очевидцы утверждали, что незадолго до трагедии из-под асфальта валил пар.
Странная получается картина: очевидцы пар видели, а коммунальщики нет. Труба в целом нормальная, но где-то ее все-таки прорвало.
Кощунственно в этой связи звучит официальная причина ЧП, выдвинутая пензенскими властями. Оказывается, автомобиль с двумя людьми ушел под землю из-за… повышения давления транспорта на участок дороги с проходившей под ним теплотрассой.
На озвученную властями версию тут же откликнулись пользователи соцсетей, отпуская по данному поводу горькие шутки: «Ну конечно, это пешеходы протоптали асфальт, чего уж там…», «Да уж, сами люди сделали пролом в грунте, повредили трубу и упали туда», «Не дай бог угодить в такую же яму путинскому Аurus…».
ДЕЛО В ТРУБЕ ИЛИ ДЕЛО — ТРУБА?
Эксперт ОНФ в сфере ЖКХ, депутат гордумы Пензы , говоря о причинах трагедии, не исключила, что в этом виноваты гнилые трубы, но предложила «копать» глубже.
«Эти трубы разрушались два десятка лет без всякого ремонта, — говорит депутат. — Их проложили еще при Советском Союзе, а во времена Бочкарева (губернатор в 1998-2015 гг. — Ред.) никто не вкладывался в их ремонт и содержание. В итоге мы получили то, что получили. Сегодня в Пензе сети изношены на 70%, а остальные 30%, я уверена, на все 100.
ХОЗЯЙСТВО НА КУРЬИХ НОЖКАХ
Кстати, трагедия в Пензе — не единственное ЧП подобного рода за последнее время. Только за минувшие дни ноября зарегистрировано больше 10 случаев провалов асфальта по всей стране, и кипяток фигурирует в значительной части этих случаев. Но почему так много?
По статистике, износ тепловых сетей в России в среднем составляет 50-60%, а по итогам прошедшего отопительного сезона — 2018/2019 в некоторых регионах и все 80%. Замглавы , отвечающий за ЖКХ в ведомстве, отмечает, что информация требует обновления, а значит, в действительности состояние сетей и объектов коммунальной инфраструктуры в стране может оказаться еще хуже.
Вот ответ статистики на вопрос, почему по стране регулярно регистрируется огромное количество провалов грунта: потому что трубы ни к черту!
«В среднем по России 2% на замену сетей заложено в тарифах. Соответственно, 50 лет — срок службы. А те конструкции, которые достались нам из советского времени, были рассчитаны на 25-30 лет. Вот, собственно говоря, основная проблема», — считает президент некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» .
Так вышло, что Россия — единственная в мире страна, где городская среда плотно населена именно в северных широтах, там, где без центрального отопления никак нельзя. Швеция, Финляндия, Дания и Канада используют другие системы. Там значительная часть населения пользуется внутридомовыми электрическими нагревателями. У нас же вбухивают в ЖКХ миллиарды бюджетных денег, а эффективность их использования равна нулю.
СУДИТЬ — И НИКАКИХ ГВОЗДЕЙ!
Но неужели человеческие жизни не стоят того, чтобы усилить контроль за этим проблемным хозяйством?
Безусловно, следить за гидравлическим режимом надо. Но не только за ним, и не только в Пензе. Следить чиновникам надо прежде всего за вверенным им хозяйством, за вверенными им миллионами жизней и карать нерадивых не мелочными штрафами, а серьезными уголовными наказаниями вплоть до лишения свободы. А то как деньги на ремонт обветшалых теплосетей просить, они тут как тут. Случись же провал или потоп в этом провале, они выходят сухими из воды. В противном случае такие провалы будут возникать то тут, то там, и никакая техника их не остановит.
«Рыба гниет с головы», — говорят в народе, и провал грунта — это не исключение. Однако, как показывает практика, во многих подобных случаях наказание за ЧП несут стрелочники, а не местная власть, отвечающая за коммунальное хозяйство. А люди продолжают гибнуть, и не исключено, что по ее вине.
Контроль наверняка усилится, если верхушка местной власти будет головой и свободой отвечать за аварии на теплосетях, а не перекладывать ответственность, в том числе и уголовную, на рядовых сотрудников организаций.
Так было в Санкт-Петербурге в 2018 году. Там кафе затопило кипятком после прорыва трубы, а уголовное дело завели на диспетчера тепловой компании. Злосчастная труба работала с 1992 года, в 2017-м вышел срок ее эксплуатации, однако хозяева, невзирая на многочисленные мелкие прорывы, не стали ее менять. В итоге погибли два человека, а виноват почему-то диспетчер.
Но ведь есть же статья 238 УК РФ «…оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц…», под действие которой должны попадать топ-лица ответственных ведомств и чиновники, а не стрелочники. Только тогда и трубы будут крепкими, и прорывов не будет, и люди не будут гибнуть в кипятке.
ЧТОБЫ ТРАГЕДИИ НЕ ПОВТОРЯЛИСЬ!
Как считают эксперты, постоянная смена собственников коммунальных сетей (в некоторых городах за 15 последних лет сменились от трех до восьми собственников!) может привести к коммунальной катастрофе. Однако, чтобы исправить ситуацию, начать нужно не с хаотичной замены коммуникаций, а с их обследования.
«Очень сложно что-то ремонтировать и что-то менять, когда ты не понимаешь, что происходит внутри, — считает вице-президент НП «Российское теплоснабжение» . — Нужно разработать программу мониторинга того, в каком состоянии находятся сети, и проследить весь путь, который проходит кипяток по трубе — от котельной до потребителя».
Такая техника, по словам эксперта, имеется. Более того, «ее технические возможности позволяют в режиме онлайн предупреждать аварийные ситуации». Но почему ее не используют — вот в чем вопрос.
Глава регионального исполкома ОНФ в Московской области большую роль в исправлении ситуации отводит федеральным властям. «Минстрою следует разработать федеральную программу по замене инженерных сетей и определиться с источниками финансирования, — уверена эксперт. — Они могут быть разными: федеральный бюджет, муниципальный, средства коммунальных компаний. Вопрос необходимо решать в зависимости от финансового состояния как региона, так и самих организаций. Есть территории, где износ сетей 80%. И здесь уже нужна поддержка муниципального или федерального бюджета. Самостоятельно теплосети не справятся».
Подготовила
Алина Мельникова.
Фото:
по Пензенской области
Видео дня. Как маленькой москвичке удалось сбежать от маньяка
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео