В Заполярье усилят контроль за строительством социальных объектов
В Североморске, где находится главная база Северного флота, строят новую школу на 1200 мест в рамках нацпроекта "Образование". Событие далеко не рядовое - последний раз новая школа появилась в Мурманской области семнадцать лет назад. Общая сумма финансирования из федерального, регионального и местного бюджетов - 1,2 миллиарда рублей. Контракт с подрядчиком заключен в апреле этого года, ввести школу в строй планируется в феврале 2021-го. Но все оказалось не так просто. Вскоре после начала работ строительство застопорилось. Выяснилось, что за основу североморского проекта взята аналогичная школа в Тюмени. А сибирский проект, как ни странно, не был рассчитан на заполярные грунты. Под стройплощадкой в Североморске оказалась скала, что сразу же серьезно увеличило стоимость строительства и поставило график под угрозу срыва. Информация о том, что проект "не был рассчитан" на грунты Североморска, вызвала у жителей города большое недоумение. - Весь Североморск стоит на скалах! - возмущается житель флотской столицы Андрей, в прошлом работник строительной отрасли. - Перед тем как строить любой объект, тем более школу, проводятся исследования грунтов. Как можно было не знать, что стройку предстоит вести на скале, если стройплощадка находится прямо на гранитной сопке? Ситуация вызвала резкое недовольство губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. Глава региона поручил провести служебную проверку по данному факту и потребовал наверстать сорванный график (сейчас работы отстают от плана примерно на месяц). Школа в Североморске выявила давно назревшую проблему. Строительство соцобъектов с отставанием - нередкая история для Заполярья. Так, задерживается сдача детсадов в Североморске, Печенге и ЗАТО Александровск, спорткомплекса в городе Полярные Зори. Причины банальные - недобросовестная работа подрядчиков и возникающая по ходу дела необходимость доработки документации. Срыв сроков строительства превратился в России в обычную практику, но у Мурманской области есть своя специфика, признают в контролирующих органах. Так, на стадии проектирования строители часто экономят на исследованиях грунта - например, вместо двадцати шурфов делают два-три, а то и вовсе не делают, надеясь на авось. Пример североморской школы показывает, что зря. В области строительства сегодня список обязательных норм слишком мал - эти послабления ввели для того, чтобы "уменьшить административные барьеры" для бизнеса, но в итоге вместе с водой выплеснули ребенка. По мнению экспертов, одной из больших проблем строительства стало существенное занижение стоимости работ на рынке изысканий в результате недобросовестной конкуренции. Это особенно актуально для муниципальных строек, поскольку муниципалитеты обязаны отдавать предпочтение наиболее "дешевому" исполнителю. Компании-однодневки предлагают заниженные цены, с которыми не могут конкурировать другие игроки рынка. При этом они не имеют требуемого оборудования и квалифицированных кадров. Экономия на изыскательских работах порой оборачивается колоссальными потерями, а объект может так и остаться недостроенным. - По статистике, в последнее время расходы на инженерные изыскания в типовом городском строительстве составляют всего 0,16 процента стоимости проекта, а на уникальных и особо опасных объектах этот показатель составляет два-три процента, - отмечает Алексей Бершов, сотрудник геологического факультета МГУ. - Много денег на этом не сэкономишь. Здесь все наоборот: качественные инженерные изыскания помогут сберечь деньги. Это позволит исключить переделки на этапе проектирования и сэкономить до 35 процентов затрачиваемых на стройку средств. - В Мурманске произошел очень показательный случай, - рассказывает Андрей, местный предприниматель в сфере строительства. - Один бизнесмен собрался построить станцию технического обслуживания. Изыскания решил проводить по минимуму, ограничившись четырьмя шурфами по углам будущего здания. Проектировщики сказали ему: "Неплохо было бы еще в центре пробурить три-четыре шурфа". Но, решив сэкономить несколько сотен тысяч рублей, он отказался от этого предложения. Началось строительство, которое подтвердило поговорку: скупой платит не только дважды, но порой и вдесятеро. Оказалось, что по центру будущего здания на глубине три-четыре метра находится подземное озеро с ручьем! Бизнесмену пришлось проводить мелиоративные работы по отводу ручья, осушению и засыпке озера, которые обошлись в 17 миллионов рублей. Станцию он так и не достроил - денег не хватило. Кстати Новую школу предполагается сделать центром подготовки к выпускным экзаменам, сообщил мэр Североморска Владимир Евменьков. Предполагается, что в нее будут ходить восьми- и девятиклассники, для которых шаговая доступность уже не играет особой роли. Это поможет разгрузить существующие в Североморске школы и избавить других школьников от необходимости учиться во вторую смену. Авторитетно Андрей Чибис, губернатор Мурманской области: - Да, участок для строительства школы в Североморске имеет сложные грунты, но других грунтов в городе не так уж и много. Очевидно, что их сложность была неверно оценена при проектировании. Из-за взрывных работ, близости объекта к жилым домам и, как следствие, необходимости обеспечивать безопасность и комфорт людей при строительстве сроки уже затянулись, пришлось на месте обсуждать, как наверстывать график. Условия нацпроектов жесткие: не уложился в срок - возвращай средства в федеральный бюджет. Это категорически недопустимо! Оправдание, что подвели подрядчики, в этот раз в расчет принято не будет. Невыполнение в срок работ в рамках нацпроектов для глав муниципалитетов означает автоматический переход на другую работу.