Ещё

В МХТ премьера — магический реализм «Сахарного немца» 

6 и 7 декабря 2019 года МХТ имени А. П. Чехова представляет премьеру спектакля по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец». Этим спектаклем театр возвращает публике уникального, но забытого автора первой четверти ХХ века.
Поэт и писатель Сергей Клычков (1889 — 1937) был одной из самых ярких фигур русской литературы, и современники высоко ценили его дар, говорится в пресс-релизе. Его первый сборник стихов «Песни» вышел в 1911 году и сразу получил известность. Он дружил с , и именно ему тот посвятил стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». говорила про Клычкова: «Своеобразный поэт. И ослепительной красоты человек». С  они сблизились уже в конце 20-х, за десять лет до трагической гибели обоих в эпоху Большого террора. Жена Клычкова вспоминала: «Оба вспыльчивые, горячие, они за восемь лет ни разу не поссорились. Беседы их были изумительны, высокий строй души, чистоты, поэтическая настроенность объединяли их».
Сергей Клычков был «поэтом-воином», как его назвал другой современник, поэт . Выходец из крестьянской среды, Клычков активно отзывался на все вызовы времени. В 16 лет в  участвовал в восстании 1905 года — состоял в дружине знаменитого скульптора и провел на баррикадах на Арбате десять дней.
В 1914 году ушел на фронт Первой мировой войны. Революцию Клычков, как и другие «новокрестьянские» поэты, принял с воодушевлением. В Гражданскую войну его дважды приговаривали к расстрелу белые, и он чудом остался жив.
Трагический опыт Первой мировой войны лег в основу романа «Сахарный немец», который Клычков написал в 1925 году. Почему «сахарный», что за «немец»? В старообрядческой культуре сахар — символ греха. В романе главный герой с таким беззащитным и неподходящим воину прозвищем Зайчик убивает всего одного врага, немца. Но это становится для него крахом, убийство другого оборачивается убийством себя. И «сахарный немец» приходит к герою во сне.
Магический реализм, к которому принадлежит роман «Сахарный немец», — хорошо известное сегодня направление в литературе. Главным критерием его служит использование фантастики, растворенной в повседневности настолько, что и сама она становится в высшей степени реальной. Одним из ярчайших представителей этого литературного направления является Габриэль Гарсиа Маркес, но то, что стало открытием в 1960-е и 1970-е, Клычков сумел почувствовать и воплотить в далекие 1920-е.
Режиссер спектакля «Сахарный немец» — . Его имя хорошо известно театральному зрителю: он ставил «Барабаны в ночи» Б. Брехта в театре «Et Сetera», «Грозу» А. Островского в Театре им. Евг. Вахтангова, «Позднюю любовь» А. Островского в Студии театрального искусства. Прозой Сергея Клычкова Баялиев заинтересовался, еще будучи студентом мастерской в РАТИ.
«Я очень люблю прозу Клычкова. Непрямоту его. В ней нет лобовых сюжетных построений, такое ощущение, что это спонтанная история. Говоря о частном, он рассказывает о глобальном. Смысл этого романа очень современен. С приходом технологий реальность морочит нас все больше. Живешь одновременно в разных мирах: твой личный, вполне благополучный мир соседствует с чудовищными новостями, которые идут параллельно в информационном пространстве. И мы все время отворачиваемся, пытаемся спрятаться. Потому что если мы откроемся ужасу, который сейчас происходит, нас просто разорвет.
Клычков уже тогда чувствовал многоликость времени. В «Сахарном немце» он пишет о себе, о своем военном опыте, о взаимоотношениях с любимой женщиной, и ему очень больно. Чтобы не сойти с ума от этой боли, сделать ее для себя понятной, он мифологизирует пространство вокруг. Это попытка спастись. Это то, что происходит сегодня и с нами», — говорит Уланбек Баялиев.
Режиссер-постановщик и автор инсценировки — Уланбек Баялиев.
Художник — Евгения Шутина.
Художник по свету — .
Композитор — Фаустас Латенас.
Музыкальный руководитель — .
В спектакле принимают участие: Валерий Зазулин, , , , , Алена Хованская, , , , .
Видео дня. В домах из-под крана полилась вода с червями
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео