«Просто очень хочется остаться еще на один срок». Ульяновский губернатор концентрирует власть в своих руках
Еще летом первый вице-спикер областного заксобрания, секретарь реготделения «Единой России» Василий Гвоздев заявлял о необходимости реформирования областной исполнительной власти и объединения полномочий губернатора и председателя регправительства. По его мнению, нынешняя структура правительства «неэффективна, громоздка, принятие решений от верха до низа занимает иногда месяцы». По мнению Гвоздева, прежде чем формировать бюджет на 2020 год, следует сначала разобраться со структурой по всем уровням исполнительной власти, «а потом уже под нее и под задачи нацпроектов формировать бюджет». Тогда же вице-спикер регпарламента предложил вернуться, «как это было раньше, к единоначалию», мотивируя это тем, что «все вопросы согласовываются с губернатором». Сказано – сделано! На странице общественной и антикоррупционной экспертизы интернет-портала губернатора и правительства Ульяновской области уже размещен первый пакет законопроектов и нормативных документов, которые непосредственно касаются анонсированной реформы государственного управления. Речь идет об упразднении должности председателя правительства региона и передаче всех функций управления исполнительной властью губернатору. В обосновании, в частности, отмечается, что «это позволит сосредоточить все рычаги управления в одних руках и будет соответствовать общей тенденции формирования структуры государственного управления в субъектах РФ». В документе подчеркивается, что сегодня более чем в 50 регионах высшее должностное лицо уже возглавляет региональное правительство. Согласно новой схеме, членами правительства региона становятся губернатор, его первые заместители, заместители губернатора, заместители председателя правительства, министры, а также руководители отдельных исполнительных органов государственной власти и подразделений. Как ожидается, глава регправительства Александр Смекалин в ближайшее время получит предложение занять кресло первого заместителя губернатора. «Дело не только в том, что губернатор Ульяновской области считает: единоначалие – путь к повышению эффективности регионального управления. Просто очень хочется остаться еще на один срок, а для этого надо демонстрировать свою незаменимость и готовность инициировать какие-то перемены, которые обеспечат дальнейшее развитие региона», – заявил в разговоре с «ФедералПресс» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Он убежден что «Морозов хочет продолжать управлять регионом еще один срок». А для этого, говорит эксперт, помимо наличия политических покровителей, нужна избираемость. «Поэтому главное не то, как оценят инициативу губернатора эксперты, а то, как ее оценят жители области», – заключил собеседник издания. По оценкам директора Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, в новой схеме имеется одно неудобство – губернатор целиком поглощен оперативным руководством и у него нет времени на стратегическое развитие. «По сути губернатор – фигура политическая, он не должен разбираться во всем, курировать все сферы. Его основная задача – заниматься исполнением своих политических обещаний, продвигать регион на федеральном уровне, заниматься вопросами фундаментальными. В Ульяновской области явно взят вектор исключительно на внутреннее развитие, Морозов хочет взять все в свои руки, а значит, это будет максимально ручное управление», – пояснил политолог. По его словам, обычно такой подход используют молодые губернаторы, которые только заступили на должность и хотят во все вопросы вникнуть сами: «Затем же, наоборот, они стараются разделить власть и ответственность. Учитывая, что Морозов – один из губернаторов-старожилов, тяжело объяснить, чем вызвано его желание сконцентрировать все в своих руках. Возможно, он опасается внутренней конкуренции и боится каких-то действий со стороны своих подчиненных». По мнению Гращенкова, это не самая лучшая тенденция: «Такая оборонительная тактика не всегда идет на пользу». Концепция «единоначалия», к которой приходят власти Ульяновской области, не новшество, а осознанная необходимость в текущей политической и экономической ситуации, утверждает в разговоре с «ФедералПресс» эксперт Института региональной экспертизы Кирилл Шкилев. «Руководители регионов сейчас – это больше не политики, а антикризисные менеджеры, на плечах которых лежит задача проводить в регионах те задачи, которые нарезает федеральный центр. И задача губернатора тут – держать руку на пульсе ситуации в регионе, особенно в части, касающейся реализации национальных проектов. Так что изменения вполне обоснованны и своевременны», – отметил Шкилев. По его словам, фактически за действия правительства в регионе перед Москвой и так отвечает руководитель региона, так что в данной схеме фигура отдельного председателя правительства становится номинальной. «Более того, в некоторых регионах, в частности в Оренбургской области, новая структура правительства подразумевает личную ответственность вице-губернаторов за некоторые направления. Так, вице-губернатор по социальной политике возглавляет минздрав, первый вице-губернатор – минсельхоз, а вице-губернатор по внутренней политике – министерство региональной и информационной политики. Так что курс на персонификацию ответственности – новый тренд в региональном управлении», – резюмировал эксперт. Фото: kremlin.ru