Войти в почту

Окрещен иностранным агентом: насколько русский сегмент Youtube пострадает из-за поправок в законодательстве

Во II чтении в Государственной Думе РФ был принят законопроект о возможности признании граждан иностранными агентами за распространение информации, если их деятельность финансируется зарубежными заказчиками. Закон коснется не только профессиональных журналистов, но и блогеров, ведь часть денег, которые они получают за контент, выплачивается площадкой Youtube по партнерской программе. ДОЛГ.РФ разобрался, кого из блогеров могут окрестить иностранным агентом, а также стоит ли серьезно относиться к намерениям властей поделить интернет на «своих» и «чужих». Стоит отметить, что на «плахе» могут оказаться головы не только блогеров и журналистов, но и обычных пользователей социальных сетей. За перевод новости из иностранных СМИ без указания источника, за проведение рекламных кампаний на своей странице от зарубежных организаций, за лайки и репосты соответствующей информации может наступить ответственность. Поправки будут внесены в российский закон «О СМИ». Доходы распространителей информации могут быть самыми разными: от прямых перечислений денег до передачи ценного имущества, монетизации сайта путем рекламы. Если гражданин подпадает под критерии закона «О СМИ» и причисляется к иностранному агенту, его регистрирует в специальном реестре Министерство юстиции РФ. Министерство иностранных дел РФ будет одобрять включение тех или иных лиц в реестр. В случае, если гражданина признают иностранным агентом, ему придется создать юридическое лицо, а организация уже будет уплачивать налоги в бюджет государства. Под угрозой видеоблогеры В России большую популярность имеет формат видеоблога. При этом не имеет значение местонахождение блогера: если он распространяет информацию в России, но получает доход за рубежом, то «добро пожаловать» в реестр Минюста РФ. С большой вероятностью иностранными агентами станут видеоблогеры, затрагивающие социальные и политические темы. В особенности, если распространяется информация оппозиционного характера. Иностранными агентами могут стать Алексей Навальный, Илья Варламов, Дмитрий Иванов (KamikadzeDead), Алексей Шевцов (ITpedia), Михаил Светов и другие каналы, освещающие острые социальные и политические проблемы в России. Однако под «опалу» могут попасть и журналисты, например, Юрий Дудь, не скрывающий своей позиции по отношению к действующей власти. Впрочем, это не означает, что «светских» видеоблогеров не коснется та же участь. Например, Саша Спилберг или Катя Клэп, рекламирующие зарубежные косметические бренды и одежду. Всех их тоже могут признать иностранными агентами, если хотя бы часть средств от своей деятельности они получают из-за рубежа. Почему власти взялись за блогеров? Интересно противоречие: бизнесменов, которые ранее вывели миллиарды рублей из России, прощают и позволяют вернуться на родину без уплаты налогов. ДОЛГ.РФ ранее писал, что компания «Русал» не доплатит в российский бюджет 100 млн руб. налогов после регистрации с специальном административном районе (САР). При этом обычные граждане, зарабатывающие деньги в интернете или имевшие неосторожность перевести новость из зарубежных СМИ и опубликовать ее в соцсети, будут нести ответственность как иностранные агенты. Мнением о законопроекте поделился Михаил Карпушин, директор по маркетинговому отделу GetBlogger. Эксперт напомнил, что российские власти не впервые пытаются получить контроль над видеоблогами: законопроект об иностранных агентах в СМИ обсуждается уже несколько лет. Блогеры в соцсетях занимаются эффективным распространением информации, и за ними наблюдает обширная аудитория. Михаил Карпушин считает, что любое государство, не только Россия, хочет контролировать информационные потоки в интернете. «На мой взгляд, есть риски для блогеров, которые сотрудничают с партнерской программой YouTube. Ее суть в том, что Google автоматически вставляет рекламные ролики, баннеры в контент пользователей, если те дали на это свое разрешение. За это блогеры могут получить вознаграждение из бюджета рекламодателя. Однако далеко не каждая реклама – иностранная. Да и прибыль с показа рекламы не такая большая: в общем доходе блогеров ее доля редко превышает 15 %. Если закон об иностранных агентах примут, то блогеры предпочтут отказаться от партнерской программы YouTube. Им будет выгоднее продвигать товары и услуги, заключая договоры напрямую с рекламодателями». Директор по маркетинговому отделу GetBlogger считает, что не нужно воспринимать термин «иностранный агент» как что-то плохое. Главный минус законопроекта – это обязанность граждан, признанных иностранными агентами, в обязательном порядке регистрировать юридическое лицо. Однако и это ограничение преодолимо. Судить о законопроекте в его «сыром» виде пока еще рано. Меры ответственности четко не определены, за исключением обязанности в течение 1 месяца после признания гражданина иностранным агентом создать юридическое лицо и уплачивать с него налоги. В Госдуме РФ должны сузить категорию физических лиц, которые могут быть признаны иностранными агентами. В противном случае таковыми можно будет читать порядка 20 % жителей нашей страны.

Окрещен иностранным агентом: насколько русский сегмент Youtube пострадает из-за поправок в законодательстве
© Долг.РФ