Люди столетиями пытались победить холод халатами и одеялами. Все изменил пуховик

«Лента.ру» продолжает серию публикаций о разных видах одежды и манере ее носить. В предыдущих материалах цикла речь шла о шпильках, мини-юбке, мужском платье, костюме, галстуке и колготках. В этот раз — история создания и трансформаций куртки-пуховика. Секрет хорошего пуховика кроется в нескольких критериях: в соотношении пуха и пера, качестве материалов, аккуратности простежки и многослойности. Примерно те же требования предъявлялись и к прообразу пуховика — обычному ватному халату, появившимуся не менее двух тысяч лет назад. Типичный халат запахивали и стягивали поясом, он состоял из двух слоев ткани, между которыми находился наполнитель из хлопковой ваты или шерсти. Длиннополый или укороченный ватный халат носили с древнейших времен и мужчины, и женщины в Центральной и Юго-Восточной Азии. Назывался он у разных народов по-разному: у узбеков — «хирку», у маньчжуров и северных китайцев — «чанфу пао», у монгольских и среднеазиатских кочевников — «кэфтэн» и «тегель». Ватный халат в Китае был привычной одеждой для всех слоев населения. Для меховых или овчинных шуб там даже в холодное время года слишком жарко, да и пушным зверем страна не изобиловала. Богатые люди носили халаты из дорогого шелкового атласа, которые украшали тесьмой, галуном, вышивкой, аппликацией. Бедняки довольствовались дешевыми халатами без украшений. В Японии, особенно на северных островах, зимы довольно суровы, а пушного зверя, как и в Китае, почти нет. Японцы простегивали себе ватные подстилки и одеяла — футоны. На них спали, ими закрывались вместо одеял, а в особенно холодное время в футон заворачивались, как в плед, сидя дома у жаровни с горячими углями. Футон, накинутый на плечи, в свое время подал дизайнеру Мартину Маржеле идею зимней коллекции Maison Martin Margiela 1999 года. Монгольские варианты «ватников» были укороченными: так удобней ездить верхом. Кэфтэн и тегель набивались ватой очень плотно, так, что, как говорится, «стояли колом». Зато защищали от зимнего холода, степных пронзительных ветров, летней жары и вражеских стрел в бою. Если в воина стреляли из лука в упор с небольшого расстояния, разумеется, тегель спасти его не мог, но от стрелы на излете можно было уберечься. Именно от монгольских кочевников в Средние века стеганые куртки попали на Русь, где их переименовали в «кафтан» и «тегилей». Кафтан стал обычной одеждой, тегилей — доспехом для небогатых ратников и ополченцев (князья, бояре и их дружинники воевали в кольчугах). В северных странах у небогатых людей проблема была не в отсутствии меха, а в его высокой стоимости. Мех диких животных стоил дорого. Можно было носить овчину грубой выделки, но она тяжелая и неудобная. Ватник на севере Европы в Средние века создать было невозможно ввиду того, что хлопок там не растет, и ваты, соответственно, не было. Но небогатые норвежские крестьяне вышли из положения, набивая свои «ватники» птичьим пухом. Именно эта одежда — прямой предок современных пуховиков. На набивку курток, как первыми выяснили норвежцы, перо не годится, да и не любой пух подойдет. Например, куриные перья и гусиный пух (которого у домашней птицы не так и много) были пригодны только для подушек. Северяне, хорошо знавшие повадки и внешний вид птиц, поняли, что лучший вариант для набивки — пух гагар (полярных уток), которым птицы выстилали гнезда. Уже в начале XVI века по указу норвежского короля Кристиана IV открылся первый гагачий питомник. Пух собирали уже не в дикой природе, а выращивали полярных уток специально. Легкость и тепло одежды и перин на гагачьем пуху оценили и в других странах Европы. Хорошо сшитая одежда из дорогой ткани с этим «натуральным наполнителем» стоила почти столько же, сколько меховая. Однако в Новое время пуховые куртки из престижной вещи снова стали крестьянской одеждой. Стремительно развивающаяся английская текстильная промышленность одела Европу в легкое и теплое шерстяное сукно. Петр I покровительствовал торговле с европейцами и построил флот, что сказалось на объеме экспорта мехов. Позже в европейских странах появилось железнодорожное сообщение, дилижансы и другой общественный транспорт. Для далеких поездок уже не требовалось плотно закутываться. Однако для искателей приключений на крайнем севере и крайнем юге альтернативы одежде на пуху не было. Так, норвежец Амундсен и британец Скотт одновременно устремились к Южному полюсу, но Скотт погиб. Одной из причин стала недостаточно теплая, тяжелая и неудобная экипировка. Эти же проблемы мешали и покорителям вершин. Европейские альпинисты стремились покорить Гималаи, но тащить на себе в гору вместе со снаряжением еще и меховую шубу было слишком тяжело. Привычные к высокогорью шерпы (проводники) носили стеганые куртки, и они подали европейцам верную идею. В 1922 году Джордж Ингл Финч, альпинист, мечтавший покорить Эверест, первым надел в горы привычный норвежским крестьянам гагачий пуховик. Финчу многие позавидовали, но пух гагар был дефицитом — почти как при Кристиане IV. Пришлось искать более-менее подходящую замену. Ею стал гусиный пух, куда более дешевый и широко доступный во всех уголках мира. Конечно, он не был таким легким и теплым, как пух полярной утки, зато его было много, а стоил он мало. Этот вариант пришел в голову предприимчивому американцу Эдди Бауэру. Он был большим любителем рыбалки и однажды в 1936 году чуть не замерз, увлекшись ловом. Чудом избежав смерти от переохлаждения, на следующую рыбалку он отправился в куртке, набитой гусиным пухом. В 1940-м Бауэр получил патент на изобретение пуховика под названием Skyliner, быстро разбогател и основал бренд Eddie Bauer, существующий до сих пор. В начале XXI века в производстве теплой, комфортной и износоустойчивой outdoor-одежды произошел настоящий технологический прорыв: природный наполнитель (пух с добавлением пера) стал дополняться инновационными разработками. Одна из них — так называемый softshell (в примерном переводе «мягкая раковина», уютный и теплый «панцирь»), текстиль для пошива пуховиков категории techwear. Технически softshell выглядит как соединенные вместе два-три слоя материала. Верхний обработан водоотталкивающей пропиткой DWR. Второй слой — высокотехнологичная мембрана (например, Gore-Tex, Ventrix или Omni-Tec). Она обладает высокой паропроницаемостью. То есть когда человек активно двигается и потеет, мембрана с микроотверстиями выводит влагу наружу и не пропускает ее обратно. Третий слой — мягкий материал вроде флиса, сохраняющий тепло (например, у Uniqlo это текстиль Heattech). У современного пуховика-techwear есть и другие маленькие секреты удобства и надежности. Проклеенные швы (или бесшовные технологии), плотные манжеты, не дающие холоду проникать в рукава, кулиски и дополнительные застежки внутри одежды, водонепроницаемые карманы, куда можно безбоязненно класть смартфон. Были даже попытки оснастить пуховик солнечными батареями. Однако самое важное для пуховика на натуральном пуху — по-прежнему сам пух. Для дорогой одежды с высокими показателями теплозащиты это все тот же гагачий. Следом по цене и качеству идет гусиный (goose down). Для недорогих городских пуховиков используют утиный пух (duck down) или даже утиный пух, смешанный с пером. Этот наполнитель не дает такого тепла, которое требуется для покорения полюса, но и адресован тем, кто на полюс не собирается. Важный фактор качества пуховика — упругость пуха, способность восстанавливать форму после длительной деформации. У самых качественных изделий этот показатель составляет 900 единиц, нижний предел приемлемости — 500 единиц. Если на бирке пуховика стоит меньший коэффициент упругости или если он вообще не обозначен, есть риск, что пуховик сваляется от долгой носки или при первой стирке. Пуховик в ХХ веке прожил две жизни. Первая — жизнь инновационной одежды для полярников, альпинистов, исследователей и охотников. Альтернативная жизнь пуховика разворачивалась на модных подиумах. Талантливые модельеры прошлого столетия были настоящими визионерами, мимо которых не проходили никакие необычные околомодные явления. Источником вдохновения стал и утилитарный пуховик. Спустя год после того, как Эдди Бауэр запатентовал куртку на гусином пуху, британский дизайнер Чарльз Джеймс уже поражал воображение своих клиенток атласным вечерним жакетом скульптурного кроя, набитым гагачьим пухом. Эта вещь стала хрестоматийной в истории моды. Ею вдохновлялись модельеры последующих поколений, в частности, Ив Сен-Лоран. Способность качественного пуховика держать скульптурную форму позволила дизайнерам-деконструкторам рубежа XX-ХХI веков (уже упомянутому Маржеле, британцу Гаррету Пью, японцам Йоджи Ямамото, Джуниа Ватанабе, Рей Кавакубо) создавать настоящие абстрактные скульптуры из пуха, облеченного в ткань. В 2000-х пуховики стали романтичными. Ermanno Scervino украшал их кружевами, аппликациями и натуральным мехом. Николя Гескьер в зимней коллекции Balenciaga 2007 года перетягивал пуховики широким черным поясом-корсетом, превращая силуэт в викторианский. Итальянские бренды сегмента luxury casual — Sportmax, Herno, Brunello Cucinelli и другие — дополняли городские пуховики деталями из кашемира: как текстилем, так и трикотажем. В 2010-е пуховики-оверсайз стали настоящими хитами на показах Демны Гвасалии и Гоши Рубчинского. Они вспомнили о пришедшемся на 1980-е пике популярности «дутых» курток суперобъемного силуэта и ослепляюще ярких цветов. Casual-мода в начале нынешнего века постепенно трансформируется в более спортивный стиль athleisure, моду для активного образа жизни. Пуховики стали модными у спортсменов благодаря первым официальным экипировщикам олимпийских игр: в 1968 году марка Moncler предоставила пуховики французской сборной на зимней Олимпиаде в Гренобле. С тех пор куртки на пуху стали на олимпийских парадах униформой для многих команд. Даже советская сборная в 1980-е сменила помпезные меховые пальто на яркие пуховики. Сейчас рынок пуховиков предлагает выбор от классических женских стеганых пальто у респектабельной Max Mara до чисто спортивных курток Nike, Adidas, Puma и outdoor-брендов Mammuth и Columbia. Среди масс-маркетных брендов выделяется Uniqlo. Японцы выпускают целую линейку недорогих моделей с наполнителем из пуха с добавлением пера: от тонких пальто-подстежек и жилетов, которые можно убрать в компактный мешочек, до пухлых пуховиков с капюшонами, в которых можно ходить и при минус пятнадцати. Итальянцы (например, Benetton и Geox) делают ставку на цвет, яркие пестрые принты и необычный крой. Ну, а в северных странах в холодное время года пуховик — это по-прежнему предмет первой необходимости. Так, согласно исследованию Long Tall Sally, два года назад пуховик стал самой популярной вещью в Швеции. Из всех хештегов на тему одежды чаще всего жители этой страны выбирали pufferjacket — пуховик.

Люди столетиями пытались победить холод халатами и одеялами. Все изменил пуховик
© Lenta.ru