«У нас уголь даже в холодильниках». Что происходит с портом «Мечела»
Ничего так просто не происходит 18 ноября состоялись общественные слушания по поводу документации порта Посьет, обосновывающей его деятельность в морских водах и дающей оценку воздействию на окружающую природную среду. Случайно или нет, но за два дня до слушаний на сайте группы «Мечел», владеющей Посьетом, появился пресс-релиз, согласно которому планируется смонтировать и запустить в 2021 году на территории порта автоматизированную судопогрузочную машину с выдвижной стрелой. Она позволит перемещать уголь по крытым конвейерным лентам напрямую в трюмы кораблей и свести к минимуму использование портальных кранов. Тем самым Посьет должен перейти на беспыльную перевалку угля. «Порт нацелен на дальнейшее сохранение благоприятных экологических условий в поселке Посьет. Из девяти наилучших доступных технологий, которые могут применяться на угольных терминалах, нами реализовано семь. Еще две находятся в высокой степени готовности – это пылеподавление пеной и установка пылеветрозащитных экранов», – приводятся в пресс-релизе слова Алексея Лебедева, генерального директора «Мечел-Транса» (логистическая «дочка» «Мечела», управляющая его портовыми активами). География имеет значение «Мечел» приобрел порт Посьет в 2004 году. Он способен перегружать до 9 млн тонн грузов в год. В настоящее время проводится техническое перевооружение порта Посьет, после завершения которого он сможет переваливать до 12 млн тонн ежегодно. Для «Мечела» порт Посьет крайне необходим: он использует его для поставок угля, добываемого его предприятиями в Кемеровской области и Якутии, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Порт Посьет является важным элементов логистики «Мечела» в стратегически значимом и растущем экспортном направлении. Имея собственные перевалочные мощности по углю и металлам, отгружающие их в направлении ключевых покупателей в Японии, Южной Корее и Китае, «Мечел» может экономить на издержках и выдерживать график поставок в соответствии с экспортными договорами», – считает Алексей Калачев, аналитик «Финама». «Порт Посьет входит в состав одного из заявленных Китаем и Россией флагманских проектов по созданию транспортного коридора «Приморье-2» (провинция Цзилинь – порты Посьет, Славянка, Большое Зарубино), который де-факто уже функционирует, но требует модернизации», – указал Сергей Дейнека, аналитик «БКС Премьер». Жить лучше не становится Несмотря на всю свою стратегическую значимость для «Мечела», порт Посьет является источником загрязнения окружающей среды и создает угрозу здоровью расположенного по соседству одноименного поселка. «Порт обязан иметь санитарно-защитную зону шириной не менее 500 метров, а при наличии шлейфов загрязнений пылью – на ширину переноса угольной пыли. Однако порт никаких санитарно-защитных зон согласно нормативам не имеет, а ближайшие жилые здания (включая многоэтажные) находятся сразу за территорией порта, на удалении не более 50-100 метров. Так как жилые здания находятся на склоне ближайших сопок, то при соответствующих направлениях ветра большая часть угольной пыли с территории порта попадает на поселковую территорию, проникает в жилые дома, внутрь зданий школы, детских садов и другие места где постоянно находятся люди», – констатировал Владимир Раков, главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН. «Хорошо были видны «горы» угля, находящиеся на открытой территории порта. Чтобы они не пылили, их поливают водой, которая стекает в море. Очистных сооружений нет», – поделилась впечатлениями Марина Железнякова, представительница фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко», побывавшая недавно в поселке рядом с портом. На странице общественной организации «Гражданский патруль» в соцсети «Вконтакте» есть видео, на котором несколько жительниц поселка жалуются на летящие из порта частицы угля. «У нас уголь даже в холодильниках», – возмущается на видео одна из них (и никто из показанных на нем жительниц про общественные слушания ничего не слышала). Однако в ответе главы Посьетского городского поселения Елены Зайцевой на запрос «ФедералПресс» говорится иное: «Экологическая ситуация в поселении нормальная. Концентрации выбросов на границах санитарно-защитной зоны (СЭЗ) не превышают предельно допустимой концентрации (ПДК)». Еще более позитивную информацию предоставили в пресс-службе «Мечела». «Проект технического перевооружения торгового порта Посьет прошел все необходимые согласования и экспертизы, включая государственную экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу, получив положительные заключения. Работа в порту осуществляется строго в рамках проектных решений. Таким образом, текущая деятельность порта ведется согласно экологическому законодательству РФ. Мониторинг окружающей среды, проводимый на постоянной основе, подтверждает отсутствие превышения допустимых показателей», – сообщается в ее комментариях. Более того, в них утверждается, что имея передовые технологии пылеподавления и желая подтвердить свою благонадежность, порт Посьет подписал в июне 2018 года с администрацией Приморского края, ФГУП «Росморпорт», Росприроднадзором и Министерством транспорта России соглашение об экологической безопасности, в рамках которого проходит добровольную экологическую экспертизу . По мнению же Марины Железняковой, никто вообще не задумался о том, чтобы провести обследование местных жителей и оценить как угольная пыль накапливается в организме взрослых и детей. Подобное положение дел грозит различными заболеваниями у людей, на лечение которых государство будет тратить деньги. Мониторинга нет и в помине Комментарии пресс-службы «Мечела» противоречат тому факту, что порт Посьет не раз был объектом проверок специалистами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и неоднократно штрафовался. Например, в 2012 году он был оштрафован на 100 тыс. рублей, в 2013-м – на 30 тысяч, в 2016-м – на 43 тысячи, 2018-м – на 112 тысяч. Это лишь те данные о штрафах, которые удалось найти в открытом доступе. Не любят в порту Посьет и пускать к себе представителей общественных объединений. «Мы обращались к администрации порта Посьет с просьбой разрешить посетить его территорию. Поначалу ее сотрудники пошли нам навстречу и даже заказали нам пропуска для прохода, пообещали все показать. Потом нам позвонили и сказали, что экскурсии не будет», – посетовала Марина Железнякова. Впрочем, штрафы и информационная закрытость – лишь вершина айсберга проблем. Если на суше загрязнение угольной пыли можно легко обнаружить, то как обстоят дела на морском дне мы может только догадываться. «Постоянного мониторинга загрязнения угольной пылью морской акватории никем не проводится и о состоянии загрязнения окружающей морской среды можно судить лишь по отдельным пробам воды, донных отложений, планктона и бентоса, собранного эпизодически за последние 10-12 лет и сравнения полученных результатов с ранее известными данными за период 1960-1990-х годов в бухтах Постовая и Новгородская», – сообщил Владимир Раков. По его словам, насколько далеко угольная пыль разносится от причалов порта можно увидеть на космических снимках, сделанных зимой: в это время часто дуют сильные ветры западного и северо-западного направления и угольная пыль разносится ими на расстояние 3-5 км от порта вплоть до ближайших акваторий Дальневосточного государственного биосферного заповедника или его охранной зоны. Документация с вопросами Теперь по поводу общественных слушаний. На сайте «Мечела» никаких пресс-релизов про них найдено не было, объявлений про их проведение тоже. Да и после слушаний «Мечел» ничего про них не сообщал. «По имеющимся данным, общественные слушания были формальными. На нем присутствовали лояльные к порту люди, которым представили документы никак не подтверждающие законность его работы. Речь шла о дальнейших работах по увеличению грузооборота, включая углубление дна», – отметила Марина Железнякова. Также интригующе обстоят дела с документами, выставленными на общественные слушания. У себя на портале «Мечел» их не публиковал. В его пресс-службе на просьбу представить документацию посоветовали зайти на сайт фонда «Чистые моря», который ее разрабатывал. Там она и вправду есть. Анализ документов показал, что в них дается характеристика порта Посьет, планы по росту грузооборота (с почти 5,353 млн тонн в 2018 году до 9 млн тонн в 2021-м), описываются процессы перевалки угля, представлена оценка воздействия порта на окружающую среду и мероприятия, описаны меры по обеспечению благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения поселка Посьет. Они насчитывают не одну страницу и понять их сходу обывателю вряд ли удастся. И, главное, план природоохранных мероприятий порта Посьет до конца 2020 года дан в виде небольшой таблицы, в которой очень трудно прочитать даже отдельные слова. Из нее вообще неясно, какую же конкретно пользу принесет реализация всех этих мероприятий как населению соседствующего с портом поселка, так и животным и растениям, живущим в его окрестностях. Фото: пресс-центр ПАО «Мечел»