Дербент. Перезагрузка
Дербент — самый южный город России с 2000-летней историей и особенной атмосферой — ждут грандиозные изменения. Свои мастер-планы города на объявленный летом конкурс представили архитекторы из 64 компаний по всему миру. В финал вышли три команды. 19 ноября стал известен план, который должен лечь в основу «перезагрузки» одного из самых колоритных городов России. Победила группа архитекторов под лидерством российской компании «Новая Земля», в которую вошли члены консорциума Group Huit (Франция), Mae Architects (Великобритания), West 8 (Нидерланды) и НИУ ВШЭ (Россия). «Новая Земля» работает над разными проектами в Дагестане с 2014 года. К Дербентскому проекту они привлекли проектировщиков из Франции, имеющих опыт работы с объектами ЮНЕСКО, голландцев — авторов нескольких масштабных проектов, коллег из Великобритании, разрабатывавших регламент жилой застройки для правительства Лондона, и местных экспертов. Кварталы на воде, экопарк, гастромаркет на месте старого депо — проект преобразования рассчитан до 2040 года, но первые видимые результаты авторы обещают горожанам уже через год. Набережная: море по колено Обновление начнется с набережной Дербента, которая свяжет весь город. Она превратится в еще одну визитную карточку города — наряду с древней цитаделью Нарын-кала. Чтобы понять, какой должна быть прибрежная зона, архитекторы изучили потребности горожан. — Мы опросили 1500 человек и увидели набережную как линейную систему связи всех районов Дербента. В первую очередь необходимо соединить пешеходной зоной историческую часть города, «встретить» стены крепости с морем. Гости города смогут после экскурсии по Нарын-кале сразу переместиться в другую, не менее интересную и удивительную зону, — рассказывает Иван Курячий, управляющий партнер компании «Новая Земля». Набережную условно разделят на три части: юг — тихий отдых, центр — культурный досуг, север — активный отдых. На нижней набережной все силы направят на обустройство и функциональность пляжа и прогулочной зоны вдоль него, а чуть выше расположатся детские и спортивные площадки, амфитеатр, рестораны. Первый этап реконструкции завершится к 2023 году. На всем протяжении набережной создадут пешеходные связи через железнодорожные пути, а старое здание депо превратится в гастромаркет. В 26-м появится реабилитационный центр у моря, экотропа и парк на косе. В 2030 году жилищный фонд пополнится новыми квадратными метрами, туристическая инфраструктура — современными гостиницами, а культурная зона — парком «Перекресток культур». Финальную точку в грандиозных метаморфозах набережной к 2040 году поставят пирсы, многочисленные общественные пространства, а еще — кварталы на воде в южной части зоны. По прогнозам специалистов, уровень Каспия в обозримом будущем не поднимется более 2−3 метров. Так что ни новые водные кварталы, ни сама набережная затоплены не будут. Кроме того, архитекторы предусмотрели технологии по защите прибрежной территории от волн, шторма и ветра. Магалы: помощь зала — Сейчас у города большие проблемы с недвижимостью, имуществом, застройкой, земельными отношениями. Мы разработали блок решений для этих задач, — делится член консорциума Александр Пчелинцев. Команда предлагает городским властям стимулировать дербентцев развивать город. В частности — через отмену местных налогов, например земельного для тех, кто готов помогать городу восстанавливать его исторический облик. Специалисты призывают создать некоммерческий фонд, чтобы искать тех жителей магалов — колоритных старых кварталов в исторической части Дербента, кто готов менять внешний вид своих домов. — Тогда постепенно магалы станут такими, какими были 30−40 лет назад. При этом они будут современными и комфортными для жизни, — говорит Филипп Якубчук из компании «Марш Лаб». — Это выгодно и туристам, и горожанам. Инфраструктура: все рядом В основу мастер-плана легли пять проектов по разным направлениям. Это экономика, образование, социально-культурный сервис, городская среда и жилье. — Главный принцип проекта — ориентир на человека, его проблемы и запросы, — подчеркивает руководитель консорциума-победителя Иван Курячий. — Важно понимать, что города конкурируют не средой, технологиями или экономикой, а тем, какое будущее предлагают людям. Дербент должен стать комфортным, компактным и удобным для жизни. Специалисты выбрали европейскую модель развития, где упор делается на шаговую доступность всех социальных сервисов, образовательных учреждений и развитие общественного транспорта. В приоритете — перемещение пешком. Для этого каждый район надо обеспечить школой, детским садом и больницей. Строительство новых зданий планируют вести параллельно с реконструкцией старых. Размеры: хватит расползаться Архитекторы предлагают добавить яркие пятна зелени в общественные зоны и разместить их по периметру всего города, сдерживая его от хаотичного расползания. Леса и виноградники помогут городу сохранить территориальную целостность и решить экологические проблемы. Промышленные зоны перенесут на север — так за пределы города выведут грузовой траффик. А на месте карьеров предлагается устроить теплый бассейн под открытым небом. Здесь же — прогулочные зоны, образовательный центр и гостиницы для туристов. Сориентировать людей на пешеходный туризм должна сеть бульваров и скверов, которая свяжет общественные территории внутри города.