"Чертова кукла" Зинаида Гиппиус
В этот не слишком длинный срок на деле вместилось несколько эпох – две мировые войны, революция в России, гражданская война и жизнь в эмиграции – и несколько жизней Зинаиды Гиппиус, если учесть, что как писательница, поэт ,литературный критик и драматург она фигурировала под разными именами. Преимущественно мужскими: будучи умной женщиной, она прекрасно понимала, что ее миром правят мужчины. Потому и печаталась под псевдонимами Г-с; Денисов, Л.; Кр., А.; Крайний, А.; Крайний, Антон; Мережковский, Д.; Товарищ Герман; Х. Из этого ряда только скромное З.Г. имеет отношение к реально существующей фигуре. Зинаида Гиппиус была окружена мифами еще при жизни. Большую часть их она сама успешно формировала. До наших дней дошли два представления о Зинаиде Николаевне: она всегда ходила в мужской одежде, вроде Жорж Санд, и они с супругом Дмитрием Мережковским, автором романов историко-философского содержания, ни на день не расставались. При изучении источников мифы оказываются правдой: на известном портрете работы Льва Бакста Гиппиус восседает в панталонах и сюртуке. Да и фото соответствующие сохранились. Зинаида Гиппиус. Фото: pinterest.co.uk Супруги Гиппиус и Мережковский вместе готовились к эмиграции, не приняв октябрьской революции, вместе бежали в Польшу через Гомель, причем часть пути им пришлось пройти пешком в трескучий мороз, и вместе, разочаровавшись в политике Юзефа Пилсудского, уехали во Францию в 1920 году. В 1941 году, вскоре после нападения Германии на СССР, Дмитрий Мережковский выступил по германскому радио и призвал к борьбе с большевизмом. Зинаида Гиппиус была страшно расстроена этим фактом. Она поняла, что многие поймут его слова как призыв к борьбе с Россией. Так и случилось: русская эмиграция отвернулась от супругов. В декабре 1941 года Мережковский скончался. Зинаида Гиппиус, живя в тяжелых условиях "бойкота" коллег, презираемая выходцами из России, все последние годы жизни писала свои воспоминания о муже, желая рассказать о нем все. Она не успела закончить грандиозный труд. Неоконченные мемуары Гиппиус впервые вышли в 1951 году. "Ревизор.ru" ранее публиковал статью-портрет этой эпатажной, острой на язык особы, которой подходило как определение название ее наиболее известного романа "Чертова кукла". Создательница романа была злоязычна и стервозна, таких женщин не особо жалуют и этими расхожими словами бранят. По свидетельству Анатолия Мариенгофа, как-то в этом роде величал Гиппиус Сергей Есенин в отместку за то, что она разглядывала в лорнет его валенки: "Это что у вас за гетры?". Зинаиде Николаевне не нравилось, когда рязанский поэт педалировал для богемных гостиных свою "деревенскость", она считала это игрой на публику и вряд ли была не права. Ее написанная в 1911 году книга повествует о молодом человеке Юрии, который и есть "чертова кукла" в прямом смысле – игрушка в руках нечистой силы, воплощенное зло, приходящее в мир в обаятельном обличье, втирающееся в доверие к разным людям с разными подходами… Роман – смесь мистики и довольно сатирического взгляда на довоенную Россию, проникнутую атмосферой декаданса. Молодые Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. gazetavesti.ru В чем в чем, но в декадансе Гиппиус знала толк. Тогдашняя критика находила в ее собственных стихах (первый сборник появился в 1904 году) мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира – но и волевого самоутверждения личности. Литературоведы по сей день считают, что Гиппиус присуща особая манера поэтического письма, полная недоговоренности, иносказания, намека, умолчания – но и чрезвычайно техничная. Как большинство эмигрантов, Зинаида Гиппиус была вычеркнута из русской литературы в эпоху СССР. Ее произведения дошли к русским читателям в 1990-х годах. Учитывая, что часть из них была написана в начале ХХ века, а часть – в середине, многие темы, тезисы, образы и метафоры выглядели уже непонятными или устаревшими и не волновали людей так, как могли бы, окажись как яичко к Христову дню. Но вот одно "вневременное" стихотворение Зинаиды Николаевны, написанное уже в эмиграции – в Висбадене в 1921 году. Ключ Струись, Струись, Холодный ключ осенний. Молись, Молись, И веруй неизменней. Молись, Молись, Молитвой неугодной. Струись, Струись, Осенний ключ холодный... Мысль человеческая, искусство, творческое наследие – как тот ключ, что струится и пробивается к свету несмотря ни на что.