Как Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google инвестируют в искусственный интеллект
Сегодня технологии искусственного интеллекта находятся на той же стадии развития, что электричество сто лет назад или интернет четверть века назад. Компании, города и даже страны сейчас разрабатывают собственные стратегии по внедрению искусственного интеллекта. На конференции In The City архитектор КБ Стрелка Александр Каменев проведет воркшоп о том, как использовать ИИ для анализа города. В этом материале рассказываем, как американские корпорации исследуют возможности искусственного интеллекта и на что они тратят огромные деньги. По данным исследовательского института Constellation Research, уже в 2025 году бизнес будет инвестировать в ИИ 100 миллиардов долларов в год. Согласно недавнему отчёту PwC, к 2030 году искусственный интеллект должен добавить 15,7 триллиона долларов в мировой ВВП. Сегодня лидерами по использованию искусственного интеллекта стали гиганты из мира IT-компаний. Развивать ИИ внутри непрофильного бизнеса дорого и долго. Нужны постоянные финансовые вложения, а также время на разработку и внедрение. Именно поэтому с 2010 года крупные компании организуют отдельные направления по разработке собственных продуктов на основе ИИ. За последние пять лет Apple, Amazon и Microsoft вытеснили традиционные компании, которые производят «физические вещи». В условиях новой экономики данных в гонке участвуют компании, потеснившие нефтяных гигантов (например, Exxonmobil) и мировых лидеров офлайн-торговли (Walmart). У этих компаний есть достаточный запас прочности на разработку и внедрение ИИ-решений — они готовы покупать успешные стартапы, исследовать и экспериментировать. Мировые лидеры рынка искусственного интеллекта сегодня — это группа американских компаний FAANG — Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google (термин, предложенный журналистом Джимом Крамером). К ним можно добавить Microsoft, Nvidia, IBM, Uber. Их прямые конкуренты — BAT (Baidu, Alibaba, Tencent). Эти компании сконцентрировались на разработке технологий ИИ, инвестируя сотни миллиардов юаней в исследования. В 2019 году BAT вложили средства в более чем половину ИИ-компаний Китая, по данным MIT Technology Review. Однако в области фундаментальных исследований Китай отстаёт от лидеров США и продолжает активно инвестировать в стартапы в Кремниевой долине, Сиэтле и других технологических кластерах. Google Google владеет исследовательской студией DeepMind, которая занимает лидирующие позиции в области глубокого машинного обучения. DeepMind — авторы алгоритма AlphaGo, чемпиона мира по игре в го, самой сложной настольной игре, количество ходов в которой физически невозможно просчитать даже машине. Netflix даже сняли про DeepMind фильм. Google принадлежит самая большая открытая библиотека для обучения нейронных сетей — Tensorflow, разработанная подразделением Google Brain. На эти и другие ИИ-проекты, которых более сотни, Google потратил 21 млрд долларов в 2018 году. Amazon Как и Google, Amazon владеет собственными исследовательскими лабораториями и инвестирует в разработку искусственного интеллекта. Стратегия Amazon направлена на внедрение технологии ИИ во все продукты компании. Amazon AI Labs занимается исследованиями по обработке естественного языка, компьютерного зрения, экспертных и рекомендательных систем, получая при этом 22 миллиарда долларов инвестиций в год. Компания была одной из первых, кто стал использовать ИИ для разработки рекомендаций по своим продуктам. Сегодня, кроме рекомендательных алгоритмов, Amazon нацелен на развитие голосового ассистента Alexa, облачных сервисов Amazon Web Services (AWS), предоставляющих рынок готовых программных решений для машинного обучения от разных поставщиков. Facebook Facebook, как и другие лидеры рынка ИИ-технологий, имеет своё подразделение — Facebook AI Research Lab (FAIR). Поскольку компания является мировым лидером продаж контекстной рекламы, ключевые направления работы студии FAIR — это распознавание изображений и видео, классификация и генерация текста, машинный перевод. Компания тратит на ИИ-разработки более 10 миллиардов долларов в год. Apple Для Apple основной вектор исследований и разработки направлен на усовершенствование виртуального помощника Siri, а также машинного перевода, распознавания объектов на фотографиях и рекомендательных алгоритмов стриминговых сервисов. Также Apple продолжает развивать секретный проект по созданию самоуправляемого автомобиля. В 2018 году компания потратила на исследования более 14 миллиардов долларов. Netflix Интересный пример на фоне других IT-гигантов. Компания Netflix подорвала мировую киноиндустрию, предлагая пользователям качественный медиаконтент за счёт уникальных рекомендательных алгоритмов. Ключевыми направлениями их исследований остаются прогнозируемая аналитика и рекомендательные системы.