Окно в Искусство. В городе на Неве огни рампы не гаснут со дня основания
Сейчас в Петербурге насчитывается более 100 храмов искусства. Драматические, оперы и балета, кукольные, музыкальные - в Северной столице каждый зритель может найти то, что будет ему наиболее интересно и близко, по душе. Театральная жизнь города начинает свою историю с 1756 года, когда учредили первый публичный театр «Русский для представления трагедий и комедий». И до сих пор в северной столице существуют культурные заведения, история которых начиналась в XVIII и начале XIX веков. Мы расскажем о трех наиболее известных, влиятельных и популярных. Эрмитажный театр Открытый в 1785 году, Эрмитажный театр считается старейшим в городе Петра. Более того, он дошел до наших дней в том же виде, в котором его основала Екатерина II. Строили храм Мельпомены на фундаменте зимнего дворца Петра I. За возведение здания взялся архитектор Джакомо Кваренги, на сами же работы Екатерина II выделяла достаточно большие деньги для ускорения темпов строительства. Торжественное открытие состоялось 16 ноября 1785 года - на подмостках отыграли премьеру комической оперы А. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Так началась история сцены, на которой в разные годы блистали замечательные актеры: Иван Дмитревский, Жан Офрен, Сила Сандунов, Татьяна Троепольская, Яков Шумский. Сам Кваренги писал в дневниках, что театр построили для «приватного пользования» императрицы и ее свиты. В помещении, решенном в форме амфитеатра, не было никаких особых мест, все садились, где хотели. Но старались уступать Екатерине ее излюбленное кресло во втором ряду. Там она наблюдала за пьесой в компании очередного фаворита. Кстати, порой спектакли ставились для одного-двух человек. Так, например, преемник Екатерины Павел I комедию «Ябеда» смотрел вдвоем с сыном Александром. Архитектура театра была благородна и проста. Колонны, сценические маски по образцу античных капителей, фигуры Аполлона и его спутниц, бюсты великих деятелей - так выглядело пристанище муз в самом начале. Фасад архитектор украсил статуями греческих поэтов - они сохранились до сих пор. В здании устраивали не только профессиональные спектакли. Здесь разыгрывали любительские представления, проводили маскарады и балы. Сегодня Эрмитажный театр продолжает работу - в репертуаре, в частности, есть классические балеты - «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель». В помещении всего 280 мест, а все зрители, согласно традиции, занимают те, что пожелают. Благодаря блестящему архитектурному решению из любой точки зала сцену видно идеально. Дворцовая наб., 34 Кстати: Театральная культура Петербурга берет начало не со строительства великолепных зданий и ведет отсчет практически с даты основания города. Так, младшая сестра Петра I Наталья Алексеевна учредила маленький театр в деревянном доме на Невской набережной, рядом с Литейным двором. Там ставили духовные пьесы, разыгрывали светские спектакли. Ряд пьес писала и сама царевна. В театре работала труппа из 10 актеров, имелся личный оркестр. Увидеть спектакли могли все желающие - даже простые горожане. Мариинский театр 5 октября 1783 года - его официальная дата рождения. Тогда величественное богатое здание, построенное по проекту Антонио Ринальди, открыли на Карусельной площади, спустя время переименованной в Театральную. Для первых зрителей исполнили оперу Джованни Паизиелло «Лунный мир». Русская труппа делила сцену с итальянцами и французами, а основной репертуар составляли драматические спектакли. За свою долгую историю театр не раз менял имена, успев побывать и Большим, и Театром-цирком, и - после революции - Кировским, и перестраивался. Например, первую реконструкцию осуществили после грандиозного пожара 1811 года. Два дня, 1 и 2 января, храм Мельпомены больше напоминал огромный костер. В огне не только серьезно пострадал фасад здания, но и погибло богатое внутреннее убранство. Только спустя семь лет обновленный театр удалось отреставрировать. Затем Мариинский пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836-м Альберто Кавосом. В 1859-м он вновь сгорел, и на его месте возвели всем известное современное здание Мариинки. Название театр получил в честь супруги царя Александра II Марии Александровны. Открывали сцену символично - постановкой оперы «Жизнь за царя», а в императорской ложе установили монограмму первых букв имен царственных супругов. Кстати, Мариинка уже в те годы приобрела огромную популярность - в дни премьер здесь выстраивались огромные очереди. Мест хватало для 1600 зрителей. За более чем два столетия на знаменитой сцене оттачивали мастерство и блистали великие артисты, среди которых - Федор Шаляпин, Иван Ершов, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и другие. Сейчас театральный комплекс академического Мариинского театра включает в себя основное здание на Театральной площади, вторую сцену на Крюковом канале и концертный зал. Театральная площадь, 1 Кстати: Частым посетителем Мариинки был Александр Пушкин, который черпал здесь вдохновение для «Евгения Онегина» - герой поэмы был завсегдатаем этого храма искусства. В те времена женщинам разрешалось занимать только ложи, и герой великого русского поэта «скользил взглядом» именно по тем пяти ярусам. Михайловский театр О том, что за скромным фасадом скрывается роскошный императорский театр, догадаться можно лишь по куполу над зрительным залом. И это не случайно - именно так его задумал архитектор Александр Брюллов, по чертежам которого был построен Михайловский. Открытие состоялось на площади Искусств 8 ноября 1833 года, а назвали его в честь великого князя Михаила Павловича, как и стоящий рядом Михайловский дворец. В императорский театр часто съезжалась местная знать - он был местом, где интеллигенция могла узнать свежие сплетни и последние новости светского мира. Внутри театр - настоящая волшебная шкатулка: серебро, бархат, хрусталь, лепнина, живопись. В этом роскошном помещении работали прославленные артисты, на сцене не раз бывал Иоганн Штраус. На выступления приходили и члены царской семьи. Интересно, что его площадка изначально использовалась в основном как концертная - для гастрольных трупп из Италии, Франции, Германии. Часто тут выступали и артисты Александринского театра. В 1859 году в Михайловском провели реконструкцию, увеличив количество зрительных мест на 200, а именно: удлинили зал и надстроили пятый ярус. Одновременно с этим расширили и административный комплекс помещений. После революции храм Мельпомены переживал не лучшие времена. Но выстоял. В 1930-е Михайловский стал своего рода лабораторией по созданию советской оперы. Также здесь ставились и новаторские спектакли. Со временем ведущую роль здесь все же заняла русская классика - «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Князь Игорь». А на сцене блистали такие прославленные дирижеры, как Курт Зандерлинг, Эдуард Грикуров и Юрий Темирканов. Площадь Искусств, 1 Кстати: Именно в Михайловском в конце XIX века родилась традиция еженедельных воскресных оперных представлений. Походы всей семьей на воскресный спектакль вошли в привычку целого поколения петербуржцев.