Баухаус: дизайн, изменивший историю

100 лет назад Баухаус изменил представления о дизайне, и сейчас мы живем бок о бок с его наследием, даже не подозревая об этом. Рассказываем все, что стоит знать об этом стиле и даже больше Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Мы пообщались с историком архитектуры, кандидатом искусствоведения и автором книг по истории дизайна Николаем Васильевым о формировании школы Баухаус, его главных представителях и философии стиля. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Что такое Баухаус? У понятия «Баухаус» есть два значения. Во-первых, так принято называть определенный стиль дизайна, мебели, графики и архитектуры. Во-вторых, это архитектурная и дизайнерская школа, существовавшая в Германии с 1919 по 1933 год. Она и создала этот стиль. На самом деле, влияние, которое оказало это учебное заведение на дизайн и архитектуру XX века, было настолько мощным, что распространилось по всему миру. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Философия школы Помните слоган немецкого шоколада Ritter Sport: «Quadratisch, praktisch, gut»? Он во многом перекликается с принципами Баухауса: практичность, экономичность, функциональность. Философия школы появилась не на пустом месте – она была результатом исторических событий начала XX века. Закончилась Первая мировая война, жители Германии нуждались в жилье. И школа Баухауса должна была максимально помочь стране с постройкой всего необходимого, а также создать новый стиль — экономичный, функциональный и в тоже время самобытный. «Баухаус был призван демонстрировать новый образ жизни через интерьер» Именно поэтому мы привыкли говорить о Баухаусе как о строгом, даже упрощенном дизайне. Здесь не было места вычурности – здесь правили базовые цвета и простые линии. Преподаватели закладывали фундамент для будущих принципов школы. Например, аскетичность пришла в Баухаус из буддизма. Этому во многом поспособствовал один из сторонников школы, преподаватель теории цвета Иоханнес Иттен. Он был буддистом и вегетарианцем, а также практиковал медитацию. За время его работы сформировалась ключевая идея эстетики Баухауса – самоограничение. Также появилось правило базового цвета: сочетание красного, желтого, белого, синего и черного. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Последователи Баухауса У истоков этой школы стоял немецкий архитектор Вальтер Гропиус. В 1919 году он возглавил Баухаус — Высшую школу строительства и художественного конструирования. Она находилась в Веймаре. Гропиус утверждал, что искусство и ремесло всегда идут рука об руку. Этот принцип лег в основу философии Баухауса. В первые годы у студентов было одновременно два наставника: ремесленники обучали их профессии, а художники прививали хороший вкус. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Швейцарский архитектор Ханнес Мейер стал вторым директором Баухауса. Он принадлежал к движению новой архитектуры 1920-х годов, а по убеждениям был марксистом. Его подход был строго функционалистским — позже он назвал его «Новой теорией строительства». Ханнес Мейер полагал, что главное в архитектуре — это не эстетика, а организация. Он подчеркивал значимость социального жилья и необходимость помощи всем людям, независимо от их происхождения. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Третьим директором Баухауса стал Людвиг Мис ван дер Роэ. В 1930 году, когда он занял этот пост, школа уже находилась в увядающем состоянии. К тому времени Мис был одним из наиболее влиятельных немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что новый директор со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу и спасая ее от нацистких влияний, Мис ван дер Роэ потребовал ее немедленного закрытия. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Многие ученики и преподаватели Баухауса прославились своими работами на весь и тоже вошли в историю школы. Самым известным выпускником был архитектор и дизайнер Марсель Бройер, ставший впоследствии одним из преподавателей. В 1920-х годах он занимался в основном дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии. Впоследствии он эмигрировал в США, где и находится большинство его построек. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Один из главных художников русского авангарда, Василий Кандинский, тоже был одним из преподавателей Баухауса. Начав карьеру как пейзажист, Кандинский был едва ли не первым среди художников-авангардистов, кто начал рисовать абстракции. В составе движения «Синий всадник» в 1922 году Кандинский приехал в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты своей работы в школе художник описал в книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус был закрыт по политическим причинам в 1933 году. Некоторые представители школы остались и начали сотрудничать с нацистами, но большая часть покинула Германию. Кто-то уехал в США, кто-то в Японию и СССР, некоторые оказались даже в Палестине. Они продолжили развивать стиль Баухауса локально. Баухаус и СССР Многие представители Баухауса возлагали на СССР огромные надежды. Они начали приезжать в нашу страну еще при втором директоре Ханнесе Майере. Кстати, сам архитектор тоже сотрудничал с Советским Союзом и участвовал в строительстве объектов в Сибири. В СССР была катастрофическая нехватка архитекторов, и поэтому привлекали специалистов из других стран. Многие оставались здесь жить. Правда, вскоре началась подготовка ко Второй Мировой Войне, и часть из них была репрессирована. Судьбы многих немецких архитекторов до сих пор неизвестны. В Москве в 1930-е творил Хиннерк Шепер, который был профессором архитектурной колористики Баухауса. Он разрабатывал цвета для покраски зданий. Известны его работы в доме-коммуне на Хавской улице и в доме Наркомфина. Шепер занимался дизайном не только фасадов, но и внутренним оформлением квартир. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Если смотреть на итог сотрудничества последователей Баухауса с советской властью, то масштаб работы впечатляет. Они построили десятки, если не сотни зданий в СССР. Например, это большая часть соцгорода Уралмаш, рабочие поселки в Перми, Кемерово и Новосибирске. Однако такой объем работ наблюдался лишь в архитектуре. Культовые предметы Баухаус дал пищу для идей не одному поколению архитекторов. Вот ТОП-5 настоящих произведений искусства в дизайне, которые остаются актуальны на сегодняшний день. Самобалансирующийся стул без задних ножек архитектора Марта Стама, чей первый прототип был изготовлен из газовых труб. Стул с плоским сиденьем и спинкой из обтянутой ткани обладал четким кубистическим контуром, а благодаря прозрачным ножкам, создавалось впечатление, что сидящий «висит» в воздухе. Конструкция отлично воплощала эстетику стиля Баухаус, который стремился к четким линиям. Такие стулья сейчас можно встретить во многих офисах и кафе. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Вторым по значимости было кресло «Василий», названное в честь Василия Кандинского. Его автор, Марсель Бройер, дружил с русским художником. Вдохновленный формой велосипедного каркаса из трубчатой стали, он использовал подобные гнутые трубки для своего кресла. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Мало кто знает, но прозрачные стеклянные сервизы тоже пришли к нам из стиля Баухауса. Их создатель, Вильгельм Вагенфельд, любил работать анонимно и не стремился к славе. Прозрачная посуда настолько понравилась другим дизайнерам, что те стали повторять ее на свой манер. Сейчас во многих кафе используют стеклянные чайники, чтобы посетители могли наблюдать за процессом заварки напитка через прозрачные стенки. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Настенные часы Макса Билла. Они обладали достаточно простой графической формой и не имели цифр. В результате сотрудничества с часовой компанией Junghans свет увидел коллекцию наручных и настенных часов, названных именем автора. Они с успехом продавались в 1960-е, однако через какое-то время все же были сняты с производства. Но их путь не прекратился, и сегодня многие дизайнеры вдохновляются часами Макса Билла. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Дверная ручка Вальтера Гропиуса. В отличие от ручек прошлого века, эта модель напоминала собой прямой угол и состояла всего из двух деталей: цилиндрического захвата и квадратного стержня. Поступила в массовое производство в 1923 году, и сохранилась до наших дней почти в неизмененном виде. Считалась самым коммерчески успешным продуктом, который выходил в Баухаус. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Влияние Баухауса на мировой дизайн После того, как школа Баухауса была официально закрыта, ее мастера рассеялись по всему миру. Некоторые представители остались в Германии и сформировали Ульмскую школу. Ее возглавил Макс Билл, решивший продолжить подход Гропиуса о синтезе искусства и техники. Через несколько лет под влиянием других преподавателей идеи школы начали меняться, и Макс Билл покинул школу, чтобы впоследствии стать одним из ее противников. Мигрировавшие ученики и преподаватели развивали идеи Баухауса в разных странах от Америки до Англии. Например, в Италии принципы этого стиля легли в основу рационализма. В Америке благодаря переезду большей части мастеров Баухауса появился интернациональный стиль. Швейцарская школа взяла очень многое в отношении типографики и коммуникативного дизайна. Если посмотреть на стили интерьеров или предметов, то во многих частично сохранился стиль Баухауса. Это и скандинавский дизайн, и стиль лофта, и знаменитый строгий стиль «Брауна». Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Противники Баухауса Философия Баухауса отвечала запросам того времени, когда он зародился, но в 1960-е казалась уже не столь актуальной. Последователи немецкой школы зашли в тупик, поскольку все уже было придумано. В этот момент возникла потребность в создании чего-то кардинально нового — так появились постмодернисты, желавшие сломать устои и низвергнуть строгий Баухаус. В результате культурной революции простота и аскетизм Баухауса, практически не претерпевший изменений за 40 лет, проиграли более дерзкому и смелому стилю постмодернизма. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали мотивы не только из прошлых стилей, но из сюрреализма и компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности и рациональных форм. Он создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя и дал толчок к поискам яркого, значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью. Баухаус в ХХI веке Баухаус окружает нас постоянно. Его мотивы можно найти в самых обыденных вещах. Наши обтекаемые кухонные изделия, стулья, складные столы, «современные» лампы, белые стены и открытое пространство гостиной — все это восходит корнями к философии Баухауса. Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус: дизайн, изменивший историю Valeria Vorobieva Баухаус уже на пороге! Не бойтесь открыть ему двери и впустить в свой интерьер Перейти Вам также будет интересно: Интервью с архитектором Карло Коломбо We should all be designists: 10 дизайнерок, изменивших мир Интервью с руководителем ГУМ-Red-Line Игорем Казаковым

Баухаус: дизайн, изменивший историю
© Westwing