Благоустройство по-православному: как священники из Калининграда стали Youtube-блогерами и рассказывают о городской среде

Калининградские священники Никита Калинин и Георгий Урбанович снимают видео о городских проблемах и выкладывают ролики на официальном Youtube-канале Калининградской епархии. Strelka Mag поговорил с начинающими блогерами о том, зачем примерять собор Оскара Нимейера на место Дома Советов, чему русскую православную церковь научили протесты в Екатеринбурге и нужно ли строить так много храмов. Как появилась идея видеоблога о городе Георгий Урбанович: Я окончил духовную академию в классическом варианте, после чего десять лет был ректором Смоленской семинарии и вместе со студентами ездил в Малую Азию, Турцию, Сирию, Палестину, Египет и Кипр. Я много занимался и наукой: у меня есть публикации по раннехристианской архитектуре IV–VI веков. Изучение работ Витрувия помогло мне понять, каким образом храм должен быть встроен в город. Все главные правила, на самом деле, были придуманы ещё древними греками и римлянами. Никита Калинин: Отец Георгий был моим преподавателем в духовной семинарии и вёл курс по христианскому искусству. К идее нашего видеоблога мы пришли вместе. Раньше, когда он занимался проповедями, мы периодически записывали их на видео и выкладывали на Youtube-канал Калининградской епархии. Затем посмотрели на то, что делает Arzamas, и поняли, что технически способны создавать похожий контент. Стали выпускать ролики, приуроченные к христианским праздникам, а затем решили рассказывать о городе. Георгий Урбанович: Те, кто приезжает к нам в город, просто снимают его и делятся тем, какие здания они увидели. Но это же несерьёзно. Я с большим удовольствием смотрю, что делает Илья Варламов, и многому учусь, но он не из Калининграда и до конца не знает нашей специфики. А мы местные и понимаем, где у города болевые точки. Никита Калинин: Мы просмотрели калининградский Youtube, чтобы понять, кто и что говорит о нашем городе. Нашли отдельные проекты, но тех, кто представлял бы идею, философскую составляющую городской среды, — нет. В итоге у нас получился такой формат: мы снимаем видео на тему какого-то христианского праздника и попутно рассказываем о городской среде. Например, на праздник Успения мы ходили в храм в районе Сельма и говорили о том, что находится вокруг церкви. У нас есть примерный план публикаций, но до серьёзной работы нам далеко, потому что мы делаем всё на коленке. Из техники у нас только камера и ноутбук, мы не профессионалы. Зато есть профессиональный оператор, который работает на епархию и помогает нам, но монтируем мы сами. Поэтому ролики получается снимать один-два раза в месяц. ​Выпуск про Сельму вызвал много шума в социальных сетях. Многие издания удивлялись, что священники рассуждают о разных районах города и о том, где и что строится. Некоторые пользователи реагировали негативно. Мы столкнулись со стандартной клишированной реакцией: «Опять священники будут строить какой-то храм. Лучше бы больницу или детский сад построили!» Реакция на этот ролик стала отголоском конфликта в Екатеринбурге (протесты местных жителей против строительства храма в сквере у Драмтеатра. — Strelka Mag). Этот опыт показал, что сегодня нам следует искать другие пути диалога с обществом, учитывать не только наши пожелания, но и потребности светских жителей городов. Это важно: многим просто непривычно видеть храм, который имеет свой набор символов и знаков. Думаю, что ситуация в Екатеринбурге — это урок для того, чтобы мы стали более гибкими и мобильными в своих решениях. Георгий Урбанович: Когда мы вышли в публичное пространство и стали рассматривать болезненные для калининградцев темы, то сразу вспыхнул интерес и обсуждения. Негативная реакция зачастую отражает отношение не к нам, а к городу. Для нас важно, чтобы жители увидели Калининград другими глазами, чтобы им было интересно. Сколько храмов нужно городу Никита Калинин: Обычно вопрос строительства церкви решается на местах. Так же было и в древней церкви, когда запрос исходил из потребностей конкретной общины. Если в ней состоит 30 человек и им нужно помещение для молитвы — выбирали наиболее подходящий двор. Сейчас ничего не изменилось: в зависимости от размеров общины в районе и её требований строится храм. Источник: Калининградская епархия Русской православной церкви / YouTube Сегодня их строится много. В Калининграде сейчас создают новый район на острове Октябрьский (мастер-план, пилотная площадка применения Стандарта комплексного развития территорий. — Strelka Mag). Население острова будет очень плотным: до 80 тысяч человек. При этом район отделён и изолирован от города рекой и несколькими мостами. Поэтому, естественно, новому району нужен храм. Ведь даже если, по самым пессимистичным оценкам, храм посещают всего 3–4 процента православных верующих, то это всё равно несколько сотен человек. Для них храм и нужен. Для Калининграда строительство храмов всё ещё оправданно. Георгий Урбанович: Так, церковь не строит слишком много храмов сегодня. Но другой вопрос, что иногда архитектура совершенно не увязывается со стилистикой города. Важно, чтобы храм был связан с историей региона. Тогда на него будут и смотреть по-другому: не просто как на место, где можно побыть, а на точку, в которой преобразуется пространство. В античные времена народ тоже не особо ходил в языческие храмы, но они были украшением и гордостью города. Никита Калинин: Хорошо, если строительство новых храмов будет продуманнее, чем это было в девяностые и в начале нулевых, когда их строили по определённому шаблону: белые стены, крестово-купольная форма, похожая на владимиро-суздальский стиль. Сегодня купол часто красят в какой-то вызывающий цвет. Это стандарт, который стал шаблоном и копируется в разных городах страны. При этом никто не задаётся вопросом о том, как такой храм вписывается в окружающее пространство. Настало время, когда мы можем искать новые решения и стили. И сегодня этому положено начало: например, в МАрхИ открылась кафедра храмового зодчества. Студенты придумывают новые способы того, как можно вписать церкви в контекст. Какой должна быть современная церковь Никита Калинин: Мне не всегда нравятся примеры современной храмовой архитектуры: они специфичны, и порой непонятно, чего архитекторы хотят добиться своими проектами. В то же время мне хочется чего-то нового, нужно выходить из привычных форм. Церковная архитектура на протяжении своей истории учитывала моду и тренды времени. Я думаю, сейчас храмовая архитектура находится в поиске новых форм и направлений, поэтому в будущем нам будет на что посмотреть. Источник: Калининградская епархия Русской православной церкви / YouTube Георгий Урбанович: Я не сторонник того, чтобы строить везде типовые проекты, которые бы просто отражали условные XIV–XV века. У храма должен быть современный язык. Чтобы продемонстрировать это, в одном из роликов мы примеряем вместо Дома Советов авангардный, летящий в небо Кафедральный собор, который был построен в Бразилии Оскаром Нимейером. Мне кажется, многие люди, как и мы, уверены в том, что архитектуре пора угадывать время, а не плестись за ним. Никита Калинин: В православной церкви Преображения Господня в Зеленоградске уже ставят стулья для прихожан и транслируют службы на Youtube. Думаю, это общий тренд, хотя все по-разному к этому подходят. Есть настоятели, которые категорически против подобных технологий. Если храм обносится забором, значит, его община старается изолироваться от общества. В советскую эпоху, когда церковь находилась в тяжёлых условиях, это имело смысл, но сегодня священники настроены на общение. Никаких поводов для изоляции нет. Мы понемногу снимаем с себя идеологические шаблоны, которые были наследием советской эпохи, а следствие этого — исчезновение заборов и более открытые пространства. Раньше служебные помещения, приходской дом, трапезная и воскресная школа предназначались исключительно для прихожан. Сегодня же строят общие зоны с дорожками, лавочками, скверами и фонтанами, которые были бы полезны и удобны для жителей всего города. Пространство храма становится частью городской среды. Кирха святого Адальберта. Источник: wikipedia.org Георгий Урбанович: В Зеленоградске есть бывшая немецкая кирха, которая сейчас принадлежит РПЦ, и там уже совсем открытая среда, милое кафе, гостиница рядом и нет никаких заборов. Думаю, это наше будущее. Мы уйдём от заборов совсем. О Калининграде Никита Калинин: В центре Калининграда находится безжизненный пустырь. Сейчас власти города пытаются решить эту проблему. Но главная сложность в том, что центр должен быть местом, вокруг которого организуется вся городская жизнь, а здесь её никогда не было. Церковь способна повлиять лишь на то, что касается церковной жизни — пространств вокруг соборов. В практическом смысле мы не можем решать общегородские проблемы, потому что это ответственность и работа городских властей. Георгий Урбанович: Калининград часто называют «городом без лица и истории», подразумевая его сложное положение. Он был разрушен в 1944 году англичанами и отстроен по новым лекалам. Поэтому здесь немецкие кварталы сочетаются с застройкой времён расцвета Советского Союза. Все районы перемешаны: идёшь по улице, сворачиваешь за угол и попадаешь в новую эпоху. Последние два года в Калининграде изменилась атмосфера. Прежде всего поменялось отношение к культурному наследию. Появилась программа по восстановлению города, и я вижу, как везде ремонтируют крыши, укладывают хорошую черепицу, ремонтируют фасады. Город расцветает на глазах. Вид с воздуха на цитадель «Пиллау». 1945 год. Источник: wikipedia.org Петропавловская крепость. Источник: wikipedia.org Октябрьский остров вскоре станет новым лицом города. И сюда нужно очень органично вписать церковные здания. Может быть, здесь нужно построить что-то, связанное с Санкт-Петербургом. Мы знаем, что Пётр построил Петропавловскую крепость на Заячьем острове по образу и подобию крепости «Пиллау» (Балтийск. — Strelka Mag). И если бы на Октябрьском появился свой вариант Петропавловского собора с высоким шпилем, он бы отлично вписался в контекст нашего города. О планах на будущее Никита Калинин: Мы планируем продолжать работу в формате рассуждений о городе. Конечно, пока возможности не позволяют делать это часто. Но будем выпускать видео хотя бы раз в месяц. Уже готовим контент. При нашем соборе есть духовно-просветительский центр, где мы читаем лекции о культуре, науке и искусстве. Мы их записываем, чтобы затем выкладывать на канал. Георгий Урбанович: В будущем хотим поездить по области, собрать новый материал. Маленькие калининградские городки — Черняховск, Гвардейск, Советск — сейчас приводят в порядок. Центры городов меняются: преображаются улицы, восстанавливаются многоцветные фасады домов, обновляется черепица на крышах.

Благоустройство по-православному: как священники из Калининграда стали Youtube-блогерами и рассказывают о городской среде
© Strelka Magazine