Виртуозы фолка, жонглёры этно, иллюзионисты архаики: Украина прощается с фольклором
Изначально коллективы народного творчества на 1/6 части суши задумывались как самодеятельные. Задумывателям, наверное, виделось, как усатые трактористы и грудастые доярки после долгого дня колхозных забот идут стройными рядами в сельский клуб на спевку. Заодно и на все прочее, но первый делом, как говорится, самолеты. Однако не заладилось, не задалось. Коллективы народной песни, конечно, сложились, но все больше для застольных концертов ("Гей, наливайте, полные чары, чтоб через край нам лилося!…). С танцами — и того похуже, ибо вокруг трактора отечественного производства такого, бывало, гопака с рассвету от заката даешь, что к вечеру готов быть только зрителем. С доярками — та же кадриль: бурёнки за день так утомят своими надоями, что руки еще пару часов сами по себе хватательно-сжимательный рефлекс демонстрируют, распугивая хороших танцоров и зажимая инициативу у плохих. Так со временем самодеятельность переросла в полупрофессиональность. Ибо для профессиональности надо, чтобы она сама себя кормила — за счёт продажи билетов, сувенирной продукции, распространения записей и прочей коммерческой деятельности. А для полупрофессиональности сойдет, если будет кормить государство. Бюджетные коллективы со времен "союза братских республик" здорово поднаторели в имитации дружбы народов путем хороводов. А после распада союза по инерции продолжают имитацию — теперь уже национальной идентичности — оправдывая свое существование всякого рода фестивалями. Одним из таких фестивалей вот уже третий год является "Киев-этно-мюзик-фест "Виртуозы фолка". Действо, безусловно, заводное и зажигательное. Фестиваль был основан в 2017 году "для популяризации, поддержки, продвижения и развития уникальных современных музыкальных групп и отдельных исполнителей, которые в своем творчестве воспроизводят традиционное народное песенное и инструментальное наследие Украины в авторских версиях и импровизациях современными средствами музыкальной выразительности, сохраняя всю особенность и неповторимость фольклорного материала". Можно только приветствовать стремление воспроизвести традицию в авторских версиях. Ибо одно, обычно, стремится исключить другое. Но это, скорее, незыблемо только в иконописи, где канон исключает вольнодумство. В сценических же творческих жанрах сами Терпсихора с Эвтерпой велели импровизировать. 17 ноября в Украинском Доме на Европейской площади в Киеве именно такое вольнодумство имело место быть. В программе уже III фестиваля кого только не было! В одном только гала-концерте планировали принять участие Иллария, Нина Матвиенко и группа «Божичи», Елена Кулик и ансамбль «ДНЕПР», The Doox, GG ГуляйГород, Кралица & Folky Funky, Георгий Матвеев и ансамблевая группа Наона, Kolo Yolo, Zgarda и многие другие… До гала-концерта можно было услышать более 25 коллективов-участников, лауреатов и гостей фестиваля, посетить выставки эксклюзивных коллекционных работ мастеров по изготовлению этно-музыкальных инструментов и народных ремесел и принять участие в мастер-классах, а также сделать селфи с деятелями культуры и искусства, известными артистами, мастерами и композиторами. "Вспомни свои корни! Стань свидетелем рождения новых звезд! Поддержи украинское! Живи в стиле этно!" — призывал праздник. Однако не всем сейчас разрешено вспоминать свои корни. Особенно, если они, так сказать, не истинно арийские, а с левого берега Днепра. Хотя так было не всегда. В первый год своего существования фестиваль отмечал лауреатством Народный театр фольклорной песни "Дивина". Он был создан в 1999 году в Донецком национальном университете. Насколько широко представлены сейчас в программе фестивая донецкие и луганские коллективы — с контролируемых официальным Киевом территорий, естественно — автору неизвестно, но, так сказать, навскидку, их там нет. Причин может быть несколько. Среди которых и та, что Донбасс в последние 100-150 лет был индустриальным регионом с городской культурой. Значит, большим спросом пользовались уже другие песни и танцы, нежели на вышеупомянутом фестивале — мелкобуржуазные романсы и пролетарские марши, например. Разве что на свадьбе или юбилее гости постарше с русскими корнями с удовольствием затягивали "Ой, мороз, мороз, не морозь меня!", а с украинскими — "Ты ж меня пидманула, ты ж меня пидвела!". По-настоящему народных коллективов в Украине все меньше и меньше — сказывается естественная убыль населения. Молодежь же, с одной стороны, испытывает искушение массовой культурой, тем же рэпом, да и связи с корнями своими в условиях каменных джунглей наблюдает все меньше, чем жители села. Оттого выступление аутентичного коллектива певиц весьма и весьма почтенного возраста, которые числятся в списке специальных гостей, воспринимается не только с восхищением, но и с жалостью: к традиции, к народным истокам, к чернозёмам, которым уже недолго осталось…