Вспоминаем альбом Metallica St. Anger. Почему его критиковали?
Пожалуй, в своей истории каждая группа сталкивалась с серьёзным творческим кризисом. От того, выйдет ли она оттуда или нет, зависит будущее группы. Как правило, многие кончали распадом. Другие резко меняли свой жанр, из-за чего преданные доселе поклонники отворачивались от любимых коллективов. И только редкие дошли до нашего времени в неизменном виде. И как бы ни хотелось «олдовым» фанатам Metallica, чтобы группа осталась таковой, какой её запомнили с выходом первых трёх альбомов, коллективу пришлось не раз пересмотреть своё мировоззрение и сменить не один жанр. Сначала старые добрые фанаты решили, что группа продалась, сняв клип на песню The One, хотя в начале карьеры обещала видео на песни не снимать, лишь бы не быть похожими на представителей глэм-метала – завсегдатаев попсового MTV, потом резкая смена жанра в «Black Album», а потом смена имиджа к выходу альбом «Load». А там многотысячные концерты, огромные деньги и т. д., что заставляло группу теперь, дабы удержаться на плаву и привлечь к своему творчеству новых фанатов, идти на более серьёзные музыкальные эксперименты. До кучи к проблемам группы прибавился уход басиста Джейсона Ньюстеда и алкогольная зависимость фронтмена Metallica Джеймса Хэтфилда, а также его проблемы с голосом. Коллектив мог распасться в любой момент, и поправить дело мог только выход новой пластинки. Но чем удивить слушателя в XXI веке, притом не изменяя духу группы? [caption id="attachment_698069" align="alignnone" width="1300"] Бывший бас-гитарист Metallica Джейсон Ньюстед.[/caption] Во второй половине 90-х на пьедестал рок-сцены заходят новые жанры альтернативный и ню-метал. В одночасье стали знаменитыми Korn, System of a Down, Linkin Park, Limp Bizkit, Slipknot, Rammstein, и не потеряться среди них, удивляя новым, было задачей не из лёгких, но Metallica решили не сдаваться и доказать, что есть ещё у старичков (группа на тот момент выступала уже целых двадцать два года) порох в пороховницах, а потому подошли к записи следующего альбома основательно. Во главе встал неизменный за последние годы продюсер Боб Рок, слепивший в своё время новое звучание группы в Чёрном альбоме. К делу приступили основательно, отчасти стараясь идти в ногу со временем, отчасти стараясь вернуть былой дух ранней Metallica. В альбоме группа презентовала абсолютно новое звучание, стараясь внедрить всё, за что свежий метал любили, а также исключить то, что было уже не актуально. Тексты Джеймса Хэтфилда стали более депрессивными, в них прослеживалась тема борьбы с наркотиками, одиночество и отношение человека и религии. [caption id="attachment_698074" align="alignnone" width="1280"] Обложка альбома St. Anger.[/caption] И вот в 2003 году группа наконец-то выпускает долгожданный альбом St. Anger, презентация которого фактически состоялась в мае 2003 года на MTV в программе MTV: Icon. Он должен был быть триумфом. Но на деле отзывы на альбом у критиков были смешанными, а реакция публики неоднозначной. И если в положительных рецензиях ещё старались понять новый музыкальный эксперимент Metallica, то в отрицательных отзывах пластинке досталось за всё. Отказ от соло разочаровал старых фанатов, многим не понравилось звучание гитар и вокал Хэтфилда, а особенно сильно досталось Ларсу Ульриху, звук ударных у которого критиковался больше всего за его характерный металлический звук, который, очевидно, должен был стать особой фишкой новой пластинки, но оказался самым крепким гвоздём в крышку гроба. Духом дебютной пластинки 1983 года «Kill `em All» при этом даже и не пахло. И, разумеется, смена звучания в пользу новомодных альтернативного и ню-метала не осталась незамеченной. А проблема была тут в том, что, во-первых, жанры подвергались критике со стороны предыдущих поколений рокеров и металлистов, и выбор группы Metallica в пользу новомодных веяний музыка показался всем странным. А, во-вторых, пик популярности альтернативного метала к 2003 году уж начал падать, и не заметить этой стагнации было нельзя. Хоть альбом и не стал коммерческим провалом, он не снискал славы, а потому стоит разобраться в причинах неудачи, которая на самом деле была на плаву. А причина была в том, что Metallica стала тем самым зверем, которого на заре своей карьеры они ненавидели – коммерческим проектом, целью которого был только заработок денег. Они как могли, пытались в первое время стать антиподом глэму, но деньги решили всё, а потому группа всюду следовала веяниям времени. К концу 80-х популярность трэш-метала сходит на нет, и они уходят в классический хэви в Чёрном Альбоме, во многом скопировав звучание Motley Crue, которых раньше ненавидели. Потом к 90-м состригли шевелюру, стараясь выглядеть солиднее со своими миллионами. А в XXI веке просто решили срубить денег, паразитируя на новом жанре, в котором ничего не понимали, и это ещё мягко говоря. Попытка идти в ногу со временем получилась примерно такой же нелепой и карикатурной, как старания депутатов читать рэп, чтобы быть на одной волне с молодёжью. Это была больше не музыка новой эпохи, а соревнование, где Хэтфилд и Хэммет с Ульрихом соревновались в том, кто сыграет громче и грязнее, а бедный Роберт Трухильо наверняка почувствовал себя постояльцем дурдома. Очевидно, что выиграл по итогам Ларс, ведь не было ещё ни одного альбома в мировой истории, где звук барабанов раздражал бы так сильно, как в «St. Anger». Остаётся только удивляться, почему Боб Рок, имея звание одного из лучших рок продюсеров в истории, не поумерил пыл участников группы в желании показать безнравственной молодёжи эпохи альтернативы, что значит тяжело и жёстко. Пожалуй, в этом всём и кроется причина относительной неудачи восьмого альбома Metallica. Правда, нельзя сказать, что истинный замысел не удался. Группа действительно получила новых фанатов, которые со временем знакомились и с другими песнями со старых альбомов, открывая потом для себя столь сладостный мир трэша и угара эпохи 80-х, через которую группа пронеслась, как высокоскоростной локомотив. Но в альбоме «St. Anger» это была не музыка уровня группы с мировым именем, увы…