Лена Шейдлина: «Я не хочу, чтобы люди считали меня блогером. Я — художник»
В свои 25 Шейдлина успела поработать с BMW, Nike и Moncler. Ее обожают Джиджи Хадид и Скриллекс. Она выпустила коллекцию для Converse и стала героиней японской документалки. И да, от человека с таким послужным списком ждешь головокружительной истории успеха в духе started from the bottom. Но в случае с Леной не дождешься. По ее словам, все произошло само собой: с детства любила рисовать, но особых надежд не подавала; после школы по совету родителей пошла учиться издательскому делу и связям с общественностью; в какой-то момент, получив в подарок планшет, зарегистрировалась во «ВКонтакте», начала рисовать граффити – и быстро стала в родном Саратове звездой локального масштаба. «Честно, я ничего специально не делала, – как будто оправдывается она. – Десять лет назад в России и блогеров-то не было». От граффити Шейдлина перешла к коллажам, а затем увлеклась модой – отыскивала классные секонды по всему городу. Сначала просто снимала луки, а потом решила, что нужно задействовать необычные локейшены, создавать реквизит и экспериментировать с фотошопом. «В этом заслуга моего мужа Жени, – признается художница. – Именно с ним я стала воплощать самые крутые идеи. Переехала к нему в Петербург, буквально сразу же выкинула на помойку все – абсолютно все! – свои вещи, покрасила волосы в красно-бирюзовый цвет и зарегистрировалась в Instagram. Причем тоже почти случайно – нужно было сделать скриншот фотографии подруги». Скажи кто тогда Лене, что за ее творчеством будет следить больше 4 миллионов человек, она рассмеялась бы в лицо. Теперь же Шейдлина с легкой улыбкой и не без удовольствия вспоминает свое первое сотрудничество с «большим брендом» – на тот момент у нее было 36 тысяч фолловеров. «Я многим написала с предложением поработать вместе – даже ребятам, которые занимались продажей вещей с AliExpress. В итоге мне ответил лоc-анджелесский бренд UNIF. Прислал ботинки, и мы договорились, что, если им понравится пост, я смогу выбрать несколько вещей в подарок. Пост был следующий: Женя лежит на снегу, а рядом с ним – красные капли, как будто я ботинками прижимаю его к земле и у него из носа идет кровь. Феминистки оценили, ну и бренд, к счастью, тоже. Эта публикация принесла мне хороший трафик и дала возможность сотрудничать с другими марками. Вещи, которые доставались мне по бартеру, я продавала, а все деньги вкладывала в реквизит для фотографий. Дорогой одежды у меня, кстати, по-прежнему нет. Ну разве что куртка Moncler... Когда я в первый раз вышла в ней на улицу, получила массу комплиментов. Но собой себя в ней не чувствовала, было ощущение, что вещь не моя. Тогда я решила замиксовать ее с широченными штанами из секонд-хенда: порвала их где-то, раскрасила». Уже вскоре после первой коллаборации количество подписчиков начало стремительно расти, а фотографии «на грани сна и реальности» становились все интереснее. Вот Шейдлина в образе дворника, убирающего с асфальта изображение Пикачу, которое выложено осенними листьями. А вот она плетет длиннющие косы из нижних ресниц. Вот позирует со щупальцами осьминога, торчащими из глаз, собирает по пляжу человеческие уши, ест убитого оленя, сделанного из арбуза. «Если говорить о творческом методе, то мне близок магический реализм Рене Магритта, – рассказывает художница. – Я стараюсь абстрагироваться от утилитарной сути предмета и придумываю ему другое предназначение. В общем, рождаю его заново». В каком-то смысле Лене и самой пришлось родиться заново. Прошлой зимой ее лучшая подруга, блогер Джи Джи, покончила с собой после затяжной депрессии и кибербуллинга, и тогда жизнь девушки разделилась на «до» и «после». «У меня появилось отвращение к интернету, а вместе с ним – ощущение, что я живу в каком-то чертовом Хеллоуине, – вспоминает она. – Вслед за Джи Джи ушла и часть меня. Да, я выросла в интернете, да что там – я создана им, но нужно было двигаться дальше, возвращаться в реальную жизнь. Я не хочу, чтобы люди считали меня блогером. Я - художник, и мне важно добиться права называть себя именно так». Из Instagram Лена не ушла, но отношение к нему изменила. «Для меня он больше не центр вселенной, и хотя я по-прежнему много работаю над каждым постом, основное мое время занимает реальное искусство. Скоро закончу серию из десяти картин под названием «Трансформация». С ней буду колесить по миру: начнется все в Токио, а закончится в Петербурге». Сейчас Шейдлина вовсю налаживает связи с галереями и в скором времени намерена открыть собственное пространство – искусство они с мужем не только создают, но и коллекционируют. В общем, из диджитальной реальности звезда Instagram, как и планировала, быстро и безболезненно перебирается в офлайн. «Раньше у меня было ощущение, что я пассажир бумажного кораблика, – говорит она. – А теперь я с этого кораблика сошла и уже твердо стою на своих двоих. И осталось совсем ничего – просто сделать первый шаг». ФОТО: ЭРИК ПАНОВ СТИЛЬ: ЕКАТЕРИНА ТАБАКОВА МАКИЯЖ, ПРИЧЕСКА И БОДИ-АРТ: KATE MUR @SHUUEMURA @ORIBE; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА: ЕЛИЗАВЕТА ГАЛЕЕВА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: МИХАИЛ ВОНОТКОВ@КОМЕТА; АССИСТЕНТ ВИЗАЖИСТА: ВАЛЕНТИНА СТАРКОВА; СЕТ-ДИЗАЙН: ИЛЬЯ НЕМИРОВСКИЙ@SET-UP & DECORATION STUDIO; ПОСТАНОВЩИКИ: ТАРАС СОЧИНСКИЙ@ SET-UP & DECORATION STUDIO, ДАНИЛ ЯНКОВСКИЙ@SET-UP & DECORATION STUDIO; ПРОДЮСЕР: КСЕНИЯ СТЕПИНА.