Год театра заканчивается: последние герои
Год театра, объявленный бюрократическим космосом, заканчивается. Он запомнится несколькими крупными скандалами и разными происшествиями из любимой бюрократами серии «на ста площадках состоялась тысяча мероприятий». А творческие победы, есть ли они? Настоящие прорывы, полноценные удачи? Что ж, заглянем в список номинантов премии «Золотая маска» – может, победы там и притаились в ожидании наград? СПИСОК номинированных на премию «Золотая маска» 2020 года (в разделе драматических театров) скучен запредельно: ни одного сюрприза. Разумеется, в нём фигурируют всё те же возлюбленные экспертами «Маски» режиссёрские лица: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин, Иван Вырыпаев, Дмитрий Крымов, Виктор Рыжаков... В США такой список растоптали бы под всеобщее улюлюканье (нет женщин), но мы не в Америке. Естественно, в этом списке мы не найдём театров, выламывающихся из генеральной линии «Маски», пусть их нежно любят зрители, пусть они выдают продукцию высшего качества, это значения не имеет: угрюмое молчание – вот ответ экспертов «неправильным», не издающим нужный запах театрам. Вроде «Мастерской» Григория Козлова (Петербург) или пермского театра «У моста» Сергея Федотова. Каким-то чудом в раздел музыкального театра списка «Маски» проник действительно прекрасный спектакль Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» «Евгений Онегин» Чайковского (наша газета заметила его). Но это явно та самая проруха у старухи. Недоглядели в «Маске» за музыкальными экспертами, которые вечно ссылаются на какие-то там ноты, партитуры, тесситуры... Какие ноты, авангард давай! Такое впечатление, что настоящая жизнь отечественного театра идёт мимо и вовне «Золотой маски» и её замшелых экспертов-театроведов. Театроведение оказалось тупиковой веткой искусствознания: учёных из себя строили, собирались теорию театра изобретать, а пошли путём всякой плоти: обслуживанием своих делишек и пропихиванием родственников и приятелей. «Маска» застыла, закоченела, покрылась мхом и плесенью. Назначив раз и навсегда условных лидеров театрального искусства, продолжает их продвигать, хотя продвигать их уже некуда: всё ими достигнуто (кроме подлинного творчества). Что может прибавить «Золотая маска», например, к сокрушительной славе Богомолова? Номинированный спектакль «Преступление и наказание» в петербургском «Приюте комедианта» я видела. Отличные артисты четыре часа вдохновенно читают текст Достоевского, один артист (А. Новиков) действительно что-то играет в старомодном смысле слова. Новиков выдвинут на соискание «Маски», но, позвольте спросить, – этот симпатичный артист что, играет лучше, оригинальнее, вдохновеннее, чем, например, Олег Меньшиков в «Макбете» (он не номинирован)? Но у Меньшикова (как и у Сергея Безрукова) отношения с «Маской» не сложились, как-то они непочтительны, каким-то неверным боком повернулись к «главной премии страны». Боюсь, они даже не считают её главной. Фордыбачат красавчики, короче говоря! Всё на обожающую их публику надеются... Что до Богомолова, то он ставит по несколько спектаклей в год, так что чтение в лицах (иногда на грани откровенной халтуры) – самый разумный выход в условиях эдакой фабрики. Фокусы в рукаве режиссёра небесконечны, запас их явно иссяк. И что в этом нового, оригинального? В Малом театре тоже случается чтение в лицах, только там дикция у артистов получше и костюмы побогаче. Я вообще не понимаю, для чего лудить по четыре премьеры в год. И вот изволь тащиться всё это смотреть. Поставили бы один спектакль как следует и играли бы его. «Золотая маска» делит театры на условно старомодные и архаичные и условно модные и современные – а на деле везде царят инерция и рутина, и настоящее приходится выискивать с усилием и собирать по крупицам. Вот мне рассказывают: только что второй курс актёров ГИТИСа на сцене Учебного театра сыграл потрясающий, вдохновенный спектакль по военной прозе Виктора Астафьева. Верю: сейчас настоящую актёрскую работу можно сыскать разве у неиспорченных, юных, ещё не осквернённых мнимым новаторством студентов. А поставил спектакль Сергей Яшин. Тот самый, который возглавлял Театр имени Гоголя до его превращения в «Гоголь-центр». Отличный режиссёр, профессионал, лишённый своего детища. Как и Светлана Врагова, создательница удивительного театра «Модернъ», вручённого за неведомые заслуги недоразумению по фамилии Грымов… Каких творческих побед ждать в ситуации повсеместной замены профессионалов, мастеров своего дела на ловкачей-дилетантов? Ярких театральных скандалов в этом году было два, и связаны они с инициативами Минкульта. Так и хочется попросить тамошних начальников: меньше творчества! Бюрократического, я имею в виду. А то получается – вся-то наша жизнь и есть борьба. Общественность сумела дать отпор могучей идее объединения Александринского театра и Театра имени Волкова в Ярославле в некоего монстра «национального театра». А вот бой в МХАТе имени Горького, куда прибыли три богатыря – Э. Бояков, С. Пускепалис и З. Прилепин, оттеснив крепкими плечами от руководства театром народную артистку Советского Союза Татьяну Доронину,e_SNbS– в самом разгаре. Доронина величественно молчит, посещаемость бояковских премьер (скажем, «Последнего героя» по ужасной пьесе И. Крепостного) стремится к нулю, труппу лихорадит, начинаются репрессии в отношении недовольных, кипят оскорбления, копятся обиды... Пускепалис уже предусмотрительно отпетлял, став главным в том самом Театре имени Волкова, который хотели слить с Александринкой. А Бояков продолжает утверждать, что всё хорошо и будет ещё лучше, когда весь год его руководства с каждым днём становилось всё хуже. Хотя «на ста площадках состоялась тысяча мероприятий», то есть солидный театр начал скоропостижно превращаться в якобы модное чёрт-те что: заходи кто хочешь, делай что вздумается, хоть стихи читай, хоть вприсядку пляши. Как язвят ретрограды, «культурный центр имени Суркова»... У нас такой неприятный стилёк завёлся в государстве, что ошибки не то что не исправляют – их даже не признают. Научились делать эдакое гранитное лицо и вовсю напирать на патриотическую лексику. Слушайте, когда пациент ложится на операцию, ему безразлично, каких убеждений хирург – патриот он, либерал, ему нужно, чтобы тот был прежде всего профессионал. Руководить огромным стационарным театром может только профессионал, а не поднаторевший в подборе нужных сегодня слов дилетант. Господа чиновники! Никогда настоящие мастера, владеющие профессией, не будут толкаться у вас в приёмных, окучивать вас лестью и подсовывать свои «проэкты». Избегайте таких фигур – это на 99% проходимцы, авантюристы, мошенники. Совсем избежать проходимцев в зыбкой сфере театра, конечно, нельзя. Но свести их количество к санитарной норме – можно. Но это, конечно, если уметь отличать мастерскую работу от дилетантской поделки.