На ТоАЗ вот-вот рванёт?

21 октября центральный аппарат Ростехнадзора начал внеплановую проверку одного из крупнейших предприятий Самарской области, ПАО «Тольяттиазот». До этого последняя реальная проверка потенциально опасного химического предприятия проводилась 6 лет назад! При этом рядовые сотрудники сообщают, что прежнее руководство «ТоАЗа», по-видимому, уже довело завод до аварийного состояния. Так, последний инцидент случился уже после начала проверки Ростехнадзора. 28 октября произошло возгорание на агрегате аммиака № 3. Сейчас он остановлен на внеплановый ремонт. По словам работников «Тольяттиазота», и по сей день, на заводе продолжаются многочисленные нарушения промбезопасности. Более того, на предприятии, по их мнению, попросту игнорируют требования закона №116-ФЗ – безопасность рабочих и местных жителей не обеспечена, никто не проводит регулярную диагностику и сертификацию оборудования. Фактически, сегодня на предприятии более 370 единиц оборудования эксплуатируется без всякой экспертизы промбезопасности. Так, например, без необходимой на то документации смонтирован и пущен в эксплуатацию новый реактор на производстве карбамида. Изменена конструкция (опять же без экспертизы) печи агрегатов аммиака. Вместе с этим руководство предприятия не проводит профилактические регламентные работы, а основной аммиакопровод ТоАЗа находится в критическом состоянии и требует срочной замены. Вдобавок к этому газорегуляторное оборудование, вероятно, вообще не имеет разрешения на ввод в эксплуатацию. Из-за того, что в цеха газ подаётся по обычным водопроводным трубам – происходят регулярные утечки. Всё это в целом попахивает экологической катастрофой. А Ростехнадзор, который только сейчас очнулся, вместе с руководством ТоАЗа ходят по очень тонкому льду. Нынешний генеральный директор завода Дмитрий Межеедов в устном порядке банально запрещает проведение ремонтных работ. Так, работники завода неоднократно просили решить проблему промоин в фундаменте под работающими котлами агрегата аммиака №2. Но Межеедов неизменно отвечает отказом, так как процедура дорогостоящая. Для кого же экономятся деньги? И кто цинично выдавливает из завода последние соки, невзирая на опасность тысяч человеческих жертв? Ещё в эпоху приватизации, не вполне правильным способом, заводом завладел его бывший «красный директор» Владимир Махлай. После этого вместе со своим сыном Сергеем, гражданином США, а также с зарубежными партнёрами он придумывает схему по выводу денег с предприятия. По словам работников ТоАЗа, продукцию продавали по заниженным ценам «нужному» иностранному офшору. Вследствие чего значительная часть выручки не попадала на завод, а раз её нет, то и налоги с неё не платились. Так, без денег и прибыли ТоАЗ не только не мог проводить модернизацию и ремонт оборудования, но и банально иногда оказывался с дырявым карманом, когда вставала необходимость закупки новой партии сырья. Так из одного из самых современных предприятий азотной промышленности СССР – ТоАЗ превратился в самое отсталое. Немудрено, что за 40 лет всё уже давно морально устарело. Из-за изношенности оборудования и варварского управления завод уже долгие годы не может выйти даже на проектные мощности – не менее чем 3 млн тонн аммиака и 1 млн тонн карбамида в год. Сегодня ТоАЗ в лучшем случае выпускает в среднем 2,5 млн и 600 тыс. соответственно. А его самые ликвидные активы – производство метанола и новейший агрегат аммиака №7 – были сомнительным путем переоформлены на ООО «Томет». Общество, которое, по словам работников ТоАЗа, контролировалось зарубежными партнёрами Махлаев. Без денег техническое состояние завода стало соответствующим. Если обращаться к результатам предыдущих проверок Ростехнадзора, которые проходили в 2011 и 2012 года, то остаётся задать вопрос, случись серьёзные авария, как вообще можно было бы предотвратить последствия? Цифры повергают в шок и ярко демонстрируют истинные мотивы владельцев и руководства ТоАЗ. 500 грубых нарушений в сфере промышленной безопасности и охраны труда. Изношено до 80% средств контроля, управления, сигнализации и противоаварийной защиты. Повторная проверка в 2012-ом лишь подтвердила, что, по-видимому, главная цель руководства – выдавливать из предприятия последнюю прибыль. Более чем на половине агрегатов аммиака сбросы горючих газов направляются прямо в атмосферу без всякой очистки и даже прямо в помещения цехов. Магистральные газовые трубопроводы выработали срок безопасной эксплуатации, их ревизия и ремонт не проводится и не планируется. Никак не контролируются состав и температура химических веществ, участвующих в производственном процессе. И это лишь малая часть перечисленных нарушений! Как же предприятие продолжало работу? Просто платило смехотворные штрафы, а заодно умасливало «нужных» людей. Экономически – это было выгоднее, чем проводить дорогостоящую модернизацию. Тратить на это выведенные деньги с предприятия Махлаи не планировали. Об этом говорит то, что руководство местного управления Ростехнадзора почему-то вообще после 2012 года перестало проводить на ТоАЗе проверки. Хотя все поводы для этого были. В 2014 г. на заводе произошла авария со смертельным исходом. В ходе расследования выяснили, что была неисправна противоаварийная система, отсутствовала проектная документация на отдельные установки и завод в целом. В том же 2014 году на 4-м агрегате аммиака произошел взрыв в ёмкости для хранения раствора – его разорвало, и лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Ёмкость заменили на новую. А инцидент решили вообще скрыть от общественности и контролирующих органов. Кстати, разрешительной документации на эту ёмкость никто из работников не видел. Так что не факт, что и она не взорвётся. В июне 2015 года более полтонны аммиака вырвались наружу. Авария произошла на участке аммиакопровода Тольятти-Одесса в районе села Липяги Воронежской области. Благодаря экстренной эвакуации восьмисот жителей села пострадал лишь один человек, но живой природе и сельскохозяйственным посевам был нанесен значительный ущерб. Это к слову основная артерия, по которой ТоАЗ поставляет свою продукцию. Что же происходит с остальными? В 2016 году СМИ сообщали об очередной аварии на ТоАЗе, но официально руководство завода все отрицало. В феврале 2017 года региональная пресса сообщала об остановке нескольких агрегатов по выработке аммиака, в результате чего почти все оборудование предприятия обледенело. В октябре 2018 года произошел пожар на печи риформинга на одном из агрегатов аммиака. До сегодняшнего дня его последствия не устранены, уже больше года агрегат аммиака находится в простое. В начале 2019 года была отмечена очередная авария, но и о ней руководство завода умолчало. То есть крупные проблемы у завода возникают как минимум раз в год, но Ростехнадзор и бывший глава Средне-Поволожского управления ведомства Михаил Михайлин старательно не замечали их. Как рассказывают сотрудники ТоАЗа – это не случайно. По их словам, Михайлин на протяжении многих лет получал вознаграждения и наличные от ООО «Томет». Они выплачивались за якобы внедренные им когда-то на заводе изобретения, оформленные как патенты. Ещё одним связующим звеном между руководителями ТоАЗ и Ростехнадзором была доверенное лицо Михайлина – Раися Абдрахманова. Она занимала пост замначальника межрегионального отдела по надзору за объектами нефтехимического комплекса, взрывными работами и безопасности недропользования. Что интересно, Абдрахманова, в прошлом была сотрудницей ТоАЗа. Судя по всему, цель Махлаев, как показывает проверки федерального Ростехнадзора, выдоить с завода последнее. А уж если произойдёт катастрофа, то поделом – члены его семьи и партнёров не проживают в России. Им проблемы не грозят. Вместе с этим есть сомнения, что новые проверки Ростехнадзора хоть что-то принесут. По сообщениям местных источников особого рвения комиссия не проявляет. Судя по всему, дело могут банально спустить на тормозах. Ведь в противном случае будет много вопросов к ведомству, мол, куда вы смотрели раньше и почему же столько времени бездействовали? Другой вопрос, что если уж на заводе рванёт в полную силу старое, изношенное, не сертифицированное и не проходившее годами проверок оборудование, то кто за это будет отвечать?

На ТоАЗ вот-вот рванёт?
© Аргументы Недели