Кому выгодна канатная дорога над Химкинским водохранилищем

Жильцы нескольких районов на севере Москвы обеспокоены проектом канатной дороги, которая будет пролегать над Химкинским водохранилищем и соединять станции метро «Сходненская» и «Речной вокзал». Стройку планируют на деньги инвестора, транспортный узел в разы ускорит путь из одного района в другой. Казалось бы, нет поводов для возмущения, вот только канатная станция будет включать в себя ненужный торговый центр и расположится на Химкинском бульваре, на благоустройство которого за последние пару лет из бюджета израсходовано более 90 млн рублей. Вторая станция предполагается возле метро «Речной вокзал», на том месте, где сейчас автостанция. По маршруту задуманной канатной дороги находятся объекты культурного наследия и особо охраняемые природные территории, но и это не останавливает амбициозных строителей. Для кого на самом деле возведут спорный объект, — разбирался News.ru. Первым забил тревогу некто Владимир Вершинин. Помощник депутата Мосгордумы от КПРФ Дмитрия Локтева обратил внимание на проект канатной дороги на портале государственных торгов. Чудо трансформации При беглом изучении документов в глаза бросаются трансформации заявленных изначально характеристик объекта. Проект в апреле 2018 года был опубликован Департаментом экономической политики и развития Москвы. Мэрия обосновывает потребность в канатной дороге в несколько пунктов: — Транспортное сообщение между районами САО (Левобережный и Головинский) и СЗАО (Тушино) затруднено из-за необходимости объезда Химкинского водохранилища; — Общественный и личный транспорт затрачивают до 45 минут для объезда ввиду перепробега и дорожных заторов; — Сооружение мостов через Химкинское водохранилище не предусмотрено документами территориального планирования; — Канатная дорога позволит создать транспортную связь между районами, разгрузит УДС (улично-дорожная сеть — прим.), наземный общественный транспорт, Замоскворецкую и Таганско-Краснопресненскую линии метро. В прошлогодних документах заявлено две станции и две опоры, весь путь будет занимать семь минут, а стоимость поездки составит около 40 рублей. Вместимость одной кабины — 30 человек, что позволит перевозить 2500 пассажиров в часы пик и до 19 тыс. человек в сутки. Но уже в конкурсной документации формулировки слегка изменились. Станций теперь будет не две, а не менее двух, а вместо двух опор предусматривается не более девяти. Зелёная область слева вдоль улицы Свободы — парк «Северное Тушино» является особо охраняемой природной территорией, на которой, согласно Земельному кодексу РФ, запрещена любая деятельность, не связанная с сохранением и изучением природы. Синяя точка в этой области — опора проектируемой канатной дороги площадью 20×30 кв.м, которая вряд ли поспособствует биологическим исследованиям. Три опоры и станция будут расположены на Химкинском бульваре. Учитывая опыт одного из конкурсантов проекта — ООО Спортивный комплекс «Воробьевы горы» — можно ожидать полное уничтожение парка на бульваре. Важно отметить, что мэрия в первоначальном документе гарантировала участие города в реализации проекта, например, москвичи будут вольны исключить коммерческие площади из состава объекта. Но уже в техническом задании об этом пункте позабыли, в перечне основных требований в графе «назначение объекта» указано: объект транспортной инфраструктуры, торговый центр. Иначе говоря, те самые коммерческие площади исключить уже не получится, чего бы там ни пожелали местные жители. Примечательно, что на прошедшем 23 октября 2019 года заседании комиссии Московской городской думы (МГД) по градостроительству прозвучал вопрос о перенасыщенности города торговыми центрами на 130%. С этим согласился и глава Депстроя Москвы Марат Хуснуллин. В радиусе 100 метров от выбранной площадки уже есть два торговых центра — вплотную к метро располагается «Оранжевый мир», а чуть дальше, по другую сторону улицы, — огромный «Калейдоскоп», общей площадью 119 тыс. кв.м. Однако у властей есть обоснование нужды в новых торговых площадях на станции канатной дороги — это максимально быстрый возврат инвестиций. Бутафорская разгрузка Это не единственные перемены в проекте. В первоначальной публикации указана стоимость проезда около 40 рублей, однако в конкурсной документации суммы совсем другие: 55 рублей при приобретении проездного и 275 рублей за разовый проезд. Примечательно, что доехать от «Сходненской» до «Речного вокзала» на такси стоит примерно столько же, но не придётся идти до станции и делить транспортное средство с другими пассажирами. Претерпели изменения и основные параметры дороги. Согласно той же конкурсной документации, вместительность кабинок — 10 человек, вместо обещанных 30-и. Однако это почему-то не повлияет на максимальный суточный пассажиропоток, он по-прежнему составляет 19 тыс. человек. В час пик добраться от одной станции к другой смогут так же 2500 человек и это, между прочим, делает несостоятельными доводы властей относительно разгрузки двух линий метро. К примеру, даже не самая современная модель поезда московского метро — 81–741 «Русич» — переправляет если не больше, то столько же пассажиров за 90 секунд, а не за час. Очевидно, что метрополитен не заметит этой «разгрузки». Ещё один спорный момент — площадки для размещения станций. Одна из них будет находиться близ метро «Речной вокзал» на том месте, где сейчас располагается автобусная станция. Группа местных жителей выступает категорически против проекта. Расположение опор канатной дороги предполагается на территории парка Северного речного вокзала, пути будут проходить над «Парком Дружба» — и тот, и другой признаны объектами культурного наследия постановлением Правительства Москвы № 89 от 9.12.1999 года. В этом же документе указаны площади охраняемых Минкультом территорий. С течением времени упомянутые парки заметно «похудели». К примеру, постановлением Правительства Москвы № 884 от 15.11.2005 года были утверждены границы природного комплекса «Парк Дружбы», площадь которого на тот момент составляла 76,4 га. Но на актуальной кадастровой карте Росреестра площадь природного ансамбля составляет уже 41,7 га. Второй вход на канатную дорогу предполагается на Химкинском бульваре рядом с первым корпусом 16-го дома. Этот участок и раньше вызывал много вопросов у местных жителей. Когда-то по адресу Химкинский бульвар, вл. 16 располагался рынок, потом там хотели построить храм, в 2012 году проводились слушания, в результате церковь так и не была возведена, а с 2014 года в упомянутом месте постоянно ломаются пешеходные дорожки, скамейки и прочие элементы досуга. Иначе не объяснить, почему там за два года дважды проводились работы по благоустройству, которые обошлись москвичам в общей сложности в 90 424 666 руб. Ремонт под «снос» Так, асфальт, положенный в 2014 году, стоил 38 млн рублей, но прожил недолго. Всего через два года на портале госзакупок появляется новый тендер уже на 37 млн рублей. Задачи исполнителю поставлены идентичные: выполнение работ по благоустройству территории, расположенной по адресу Химкинский бульвар, вл.16. Кроме того, на всём бульваре каждый год проводятся различные проектно-изыскательные работы, которые тоже стоят недёшево. С реализацией нового транспортного объекта все эти траты теряют смысл. В распоряжении News.ru имеются документы, указывающие на то, что во время проведения работ по благоустройству Химкинского бульвара чиновникам было известно о возведении на этом месте канатной дороги в ближайшем будущем. В ответе на запрос депутата муниципального округа Северное Тушино от партии «Яблоко» Антона Костромичёва зампрефекта СЗАО Москвы утверждает, что конкурс на разработку проектно-сметной документации по благоустройству бульвара был опубликован 10 июля 2018 года — через три месяца после публикации Департаментом экономической политики и развития Москвы проекта канатной дороги. Инвесторами готовы стать австрийский производитель подъемников Doppelmayr и архитектурное бюро из Германии BPS International. Немцы 10 августа 2018 года на своём сайте опубликовали заметку о грандиозной стройке на севере Москвы, где указали площадь торгового центра на одной из станций канатной дороги — 15 тыс. кв.м. Случилось это за три месяца до того, как префектура СЗАО расписала «яблочнику» прелести благоустройства на этой территории. Мэрия разъясняет, что пока лишь определяется проектировщик. Результаты конкурса, согласно документам торгов, будут не позднее 16 декабря 2019 года, и только после этого будет разрабатываться окончательный проект и согласовываться количество опор и станций. В соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы № 23, п.1 от 11. 10. 2018 и на основании распоряжения Москомархитектуры № 726 от 03. 12. 2018 осуществляет разработку проекта планировки территории линейного объекта — пассажирской канатной дороги от ст. м. «Сходненская» до ст. м. «Речной вокзал». Предварительный срок разработки градостроительной документации составляет два года, — ответили в ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы на вопросы News.ru о проблемах, перечисленных выше. Согласно сайту государственных торгов, борьба за право проектировки разворачивается между компаниями ООО Спортивный комплекс «Воробьевы горы» и ООО «Универсальные Инвестиции». Первая уже засветилась в идентичной стройке — в конце 2018 года открылась канатная дорога над Москвой-рекой в районе Воробьёвых гор. Комфортные воздушные кабины, среди которых две единицы VIP-класса, успешно вписались в популярную столичную зону отдыха и выполняют скорее туристическую функцию, нежели транспортную. Стоимость проезда для взрослого человека в обе стороны по будням составляет от 150 до 450 рублей, по выходным 600 рублей. Но несмотря на положительные отзывы, нашлась и критика. В процессе возведения объекта вырубили все деревья, прочие зелёные насаждения по пути движения ветки были уничтожены строительной техникой и рабочими, на восстановление природного ансамбля потребуется не один год. У компании хорошие шансы на победу в торгах, «Воробьёвы горы» — видный участник столичных госзакупок, чего не скажешь об их конкуренте. ООО «Универсальные Инвестиции» было образовано в 2015 году и в госзакупках пока не участвовало, однако единственным учредителем фирмы является «Агентство Развития Проектных Инициатив». Оно входит в группу компаний «Регион», которая, по некоторым данным, находится в сфере бизнес интересов Роснефти. Генеральным директором «АРПИ» и «Универсальные Инвестиции» является одно лицо — некая Репкова Валерия Андреевна. 23 октября 2019 года была организована встреча жителей Тушино с депутатами. На ней присутствовало около 300 человек. Собравшихся поддержал депутат Мосгордумы от КПРФ Дмитрий Локтев и муниципальные депутаты Антон Костромичёв, Андрей Прокофьев и Станислав Тадей — все из партии «Яблоко». На встрече стартовал сбор подписей против канатной дороги, на момент публикации этой статьи, список несогласных насчитывает более тысячи человек. Менее чем через неделю с момента встречи жителей района — 28 октября 2019 года — фракция «Справедливая Россия» подняла этот вопрос на совещании в Государственной думе. Таким образом, несмотря на активное лоббирование спорного проекта правительством Москвы, надежда на отмену стройки всё же есть. Против канатной дороги высказалась не только оппозиция, но и некоторые представители партии власти, например муниципальный депутат от «Единой России» Ольга Петрусёва.

Кому выгодна канатная дорога над Химкинским водохранилищем
© News.ru