Духовные отцы не терпят экстремистов - В Санкт-Петербурге собрались представители традиционных религий, чтобы обсудить будущее верующих в России…
«Религиозные лидеры всегда отстаивали идеи формирования общего пространства, добрососедства, неделимости, духовности и общечеловеческих ценностей, терпимости по отношению к культуре и традициям народов России. Поэтому нам необходимо сохранить культурное наследие, традиции и духовные ценности наших предков, – подчеркнул муфтий. – Иначе невозможно сохранить национальную и религиозную идентичность, а также дальнейшее развитие общества. В этих условиях особенно актуально обратиться к российской национальной культуре, объединившей достижения народов России, духовные и нравственные ценности. Мы единая семья, говорящая на разных языках, обладающие разными культурами, традициями, обычаями». Зачем человеку религия? По мнению Панчеева, религия играла и играет большую роль в нашей жизни. Испокон веков религиозный фактор влиял на политические и исторические процессы как внутри государства, так и в сфере международных отношений, на ход мыслей и действий политических деятелей, а впоследствии и на ход истории. «Религия – наивысшая сфера человеческого сознания. Она призывает к нравственности, морали, к правильному поведению. Религиозность общества проявляется во взаимопонимании и меньшей конфликтности», – заявил настоятель Санкт-Петербургской Соборной мечети. С ним согласен и председатель Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев: «Традиционные религии являются таковыми уже давно, с момента создания нашего российского государства. И естественно, они могут не выступать за сильную Россию. Я думаю, что нам надо ещё глубже изучать нашу историю, которая богата межнациональными, межконфессиональными отношениями, они зафиксированы в архивных документах. Это придаст большей силы в наших взаимоотношениях». Как богословам поладить друг с другом Духовные лидеры отметили необходимость тесного взаимодействия между собой. В частности, о необходимости налаживания межрелигиозного диалога заявил иеромонах, председатель Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром Григорий (Даниил Матрусов). По его словам, такое сотрудничество необходимо, чтобы российское государство крепло и процветало. Именно с этой целью при Патриархе был создан Экспертный совет по взаимодействию с исламским миром. Иеромонах убеждён: представителям различных конфессий необходимо теснее наладить общение не только на общероссийском уровне, но и на региональном, районном и локальном уровне. Даниил Матрусов подчеркнул, что в России в царские времена вероисповедание национальных меньшинств не притеснялось государством, а наоборот – власть всячески поддерживало такие конфессии. За установление межрелигиозного диалога выступил Шафиг Пшихачев. Он уверен, что необходимо «дружить и сотрудничать друг с другом ради развития нашего общества, нашего Отечества, потому что исторически наши судьбы давно слиплись». Духовный лидер говорит о том, что Российская Федерация – это не только межнациональное, но и межконфессиональное государство. И в подрастающем поколении представителей традиционных религий нужно поддерживать мысль о том, что все они являются частью единого общества и гражданами единого Отечества. Протоиерей, Председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии Александр Пелин отметил, что межрелигиозное взаимодействие в России качественно отличается от европейскоого. Так, в истории нашего государства никогда не наблюдалось межрелигиозных столкновений и войн. Ярким примером дружественного сосуществования представителей разных конфессий является Санкт-Петербург с самого начала его основания. Например, в Северной столице проживало большое число мусульман, принимавших участие в строительстве города, которые при завершении основных работ обосновались здесь, севернее Петропавловской крепости. В императорской гвардии служили офицеры, исповедовавшие ислам. Продолжая тему совместного проживания, Шафиг Пшихачев добавил, что мусульмане со времён князя Владимира были интегрированы в молодое древнерусское государство, служили русским князьям. Во взаимоотношениях народов, несмотря на религиозные различия, всегда сохранялось уважительное и дружелюбное отношение друг к другу, чем необходимо дорожить и впредь. Запад – не Россия Эксперты, представители научного сообщества и богословы обсудили степень влияния процессов глобализации на религиозные процессы и организации. Они сошлись в едином мнении: Запад и глобализация оказывают негативное влияние на религии и традиционные устои российского общества. Равиль Панчеев отметил, что политика ряда государств-членов НАТО по свержению существующих политических режимов, развязыванию войн, межнациональных конфликтов на Ближнем Востоке, создание и поддержка радикальных течений, служащих орудием дестабилизации, вызывает озабоченность. Результатом этой политики стал миграционный кризис, поток беженцев в Европу. Всё это спровоцировало кризис европейской культуры, привело к исламофобии, росту агрессии и напряжённости, ставшими угрозами современной цивилизации. Между тем, настоятель Буддийского храма Санкт-Петербурга «Дацан Гунзэчойнэй», лама доньод Буда Бадмаев добавил, что политика «мягкой силы», насильственное распространение демократии американского образца не соответствует российским духовным принципам, она разрушает традиционное общество. Это своего рода вирус, который изнутри разрушает сознание людей. «Мы здесь собравшиеся должны сказать своё веское слово, что мы против этого. Видя тенденции развития современного мира, мы должны показать важность того, что духовность, сплочение, интернационализм являются нашим достоянием, ценностью, которая будет противодействовать политике «мягкой силы», направленной на разрушение нашего общество», – выразил свою позицию лама. В свою очередь председатель Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг отметил, что Россия, которая имеет положительный опыт построения межконфессионального мира, сформированного на протяжении тысячелетней истории государства, должна стать примером для всего остального мира. Очень важно подставить плечо друг другу и демонстрировать социальные и духовные правила, которые в своей основной массе вышли из священных книг традиционных религий.