Производство трамваев и инновационные разработки: в столице создадут транспортный технопарк
В столице создадут транспортный технопарк — современный инженерный центр, где будут производить и обслуживать трамвайные вагоны, а также проводить инновационные разработки в сфере пассажирского электрического транспорта. Соответствующее Соглашение подписали Мэр Москвы Сергей Собянин и президент АО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев. Производство планируют организовать на базе Краснопресненского трамвайного депо (улица Твардовского, дом 6, корпус 5). В результате реализации проекта будет создано около 300 рабочих мест. Сергей Собянин поблагодарил руководство АО «Трансмашхолдинг» за содействие в возрождении трамваев: «Мы договорились, что приступаем к созданию собственного производства в Москве и инновационного центра по разработке электрического транспорта, связанного с разработкой и созданием в том числе беспилотного транспорта». Церемония подписания Соглашения состоялась в депо имени Н.Э. Баумана на Сельскохозяйственной улице. Недавно сюда поступил трехсотый трамвай марки «Витязь-Москва», закупленный по программе обновления трамвайного парка. 219 миллионов пассажиров в год Трамвайная сеть — важнейшая часть столичной транспортной системы. Ежедневно этим видом транспорта пользуются около 660 тысяч пассажиров. Сергей Собянин отметил, что обновление подвижного состава и реконструкция путей привели к увеличению пассажиропотока. «За последние годы число пассажиров выросло на 15 процентов. Для Москвы это огромный объем, потому что за год москвичи пользуются трамваями больше 200 миллионов раз», — сказал он. Каждый день на 45 маршрутов выходят свыше 600 трамваев. Больше 400 вагонов было закуплено с 2010 года, 300 из них — это трамваи серии «Витязь-Москва». По контракту между ГУП «Мосгортранс», ОАО «Метровагонмаш» (АО «Трансмашхолдинг») и ООО «ПК Транспортные системы» всего столица должна получить 390 таких трамваев. Поставки будут завершены в 2020 году. «Появились новые трамваи, которые стали хорошей перспективой развития для города. Стало меньше шума, стало больше комфорта. Мы за это время реконструировали большую часть путей. Вы, наверное, на себе почувствовали: движение стало более плавным, более бесшумным. Ну и сами трамваи стали более привлекательными, более тихими и комфортными», — добавил Мэр Москвы. Трамваи нового поколения «Витязь-Москва» сегодня выходят на 15 городских маршрутов. Каждую неделю они перевозят больше 2,1 миллиона человек. Трамваями этой серии полностью укомплектованы депо имени Н.Э. Баумана и Октябрьское трамвайное депо. А с этого года они начали поступать и в трамвайное депо имени И.В. Русакова. Основные преимущества новых трехсекционных трамваев — долговечность, скорость, тихий ход, комфорт и большая вместимость. Они могут перевозить в полтора-два раза больше пассажиров, чем трамваи предыдущих поколений и модификаций. В трамваях «Витязь-Москва» 60 мест для сидения. Длина трамвая нового поколения — 27,5 метра, ширина — 2,5 метра, скорость — 75 километров в час. В каждом вагоне — шесть дверей (две одностворчатые и четыре двустворчатые). Это позволяет сократить время посадки и высадки пассажиров на 40 процентов. Кроме того, трамваи низкопольные, что удобно для маломобильных пассажиров. В трамваях есть современные системы управления, датчики местоположения ГЛОНАСС/GPS, видеонаблюдение, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств, Wi-Fi, медиакомплексы для трансляции маршрутной информации, климат-контроль. Система кондиционирования установлена как в пассажирском салоне, так и в кабине водителя. Еще новые трамваи тише на 25–30 процентов (60 децибел вместо 82). Максимально плавного хода удалось добиться благодаря особой конструкции трамвайной тележки — на поворотах практически не слышен стук колес. Это преимущество и для пассажиров, и для местных жителей. Как и на всем наземном городском транспорте, в трамваях действует бестурникетная система оплаты проезда. Валидаторы установлены у каждой двери трамвая. На линиях работают контролеры, их число было увеличено. Срок эксплуатации трамваев «Витязь-Москва» по контракту жизненного цикла составляет 30 лет, что также почти в два раза больше, чем у традиционных моделей (16 лет). «В прошлом году Россия впервые участвовала в самой крупной мировой выставке трамваев. Участвовала в ней и наша компания, и я могу сказать честно: московский трамвай был самым лучшим из тех, что были представлены на мировой выставке. И мы приложим все усилия для того, чтобы он становился еще более экологичным, еще более привлекательным для пассажиров и комфортным для водителей», — отметил президент ООО «ПК Транспортные системы» Феликс Винокур. Какими будут новые трамваи До конца 2019 года Мосгортранс планирует объявить аукцион на закупку еще 240 вагонов нового поколения (110 трехсекционных и 130 односекционных). Ожидается, что они будут поставлены до 2022 года. Новые трамваи будут еще удобнее: Мосгортранс доработал технические условия с учетом пожеланий пассажиров. По сравнению с моделями предыдущего образца мест в них станет больше: в пассажирском салоне оборудуют 10 дополнительных сидений. При этом не менее 60 процентов мест будут расположены так, чтобы пассажиры сидели лицом по ходу движения. В вагонах установят теплые двери, в результате дверные проемы, металлические части дверей и пол на входе в вагон будут обогреваться в холодное время года. В новых трамваях не будет острых углов — все технологические выступы скруглят. В них будет два места для размещения колясок вместо одного, также в вагонах оборудуют по две откидные аппарели. Для слабовидящих пассажиров создадут специальную систему информирования. Она будет транслировать данные о маршруте на гаджеты. Розеток для подзарядки мобильных телефонов станет больше. Кроме того, добавят разъем USB Type-C для подзарядки наиболее современных гаджетов. Снаружи появится видеопанель для информирования пассажиров о маршруте следования. Кроме того, в трехсекционных вагонах увеличат количество панелей информирования пассажиров до шести. Для получения данных о загруженности маршрутов трамваи будут оборудованы системой мониторинга пассажиропотока. За счет внедрения суперконденсаторов энергопотребление на тягу будет снижено до 30 процентов. Световые приборы будут только светодиодными. 30 лет гарантии Трамваи поступают в Москву по контракту жизненного цикла: сервисное обслуживание и ремонт осуществляет производитель в течение всего жизненного цикла вагонов (30 лет). Такой подход к закупке подвижного состава позволяет компании-перевозчику полностью сосредоточиться на своей главной обязанности — обеспечении качественных и безопасных перевозок для горожан. Операторам городского транспорта не нужно самостоятельно ремонтировать и обслуживать подвижной состав, а значит, они больше внимания уделяют повышению уровня сервиса для пассажиров: совершенствованию графика движения, вводу тактового расписания и так далее. За счет контракта жизненного цикла обеспечивается высокий коэффициент технической готовности транспорта — он составляет 0,9. Это делает использование подвижного состава на маршрутах максимально эффективным. Кроме того, такой контракт позволяет экономить на оснащении ремонтных зон, закупке инструментов и переквалификации персонала для ремонта новой техники. Мосгортрансу уже удалось на 8,86 процента снизить эксплуатационные затраты на обслуживание трамвайных вагонов. Есть преимущества контракта жизненного цикла и для поставщика: он позволяет обеспечить долгосрочную и прогнозируемую загрузку мощностей. Один из старейших трамвайных парков Москвы Депо имени Н.Э. Баумана было основано в 1933 году. Сегодня оно обслуживает шесть маршрутов Северо-Восточного, Восточного и Центрального административных округов, в том числе самый популярный трамвайный маршрут столицы — № 17 «Останкино» — «Медведково», которым ежедневно пользуются около 65 тысяч пассажиров. Площадь депо составляет 68,6 тысячи квадратных метров. В его парке 125 трамваев «Витязь-Москва». В депо работают около 500 человек. 360 из них — водители. В 2023 году планируется завершить реконструкцию депо. Здесь модернизируют моечно-уборочный и производственный комплексы, а также инженерные сети. Мощности энергохозяйства увеличат. Будут уложены новые трамвайные пути. Для размещения трехсекционных трамваев нового поколения оборудуют 40 дополнительных мест. Бесшумный ход и забота об экологии Протяженность трамвайных путей в Москве составляет 418 километров. 80 процентов из них отделены от автомобильных дорог. Начиная с 2010 года было реконструировано более 220 километров трамвайных путей (52 процента). Применяются технологии, которые позволяют уменьшить уровень шума при движении трамваев. Кроме того, проводится обособление трамвайных путей, чтобы по ним не мог двигаться другой транспорт. Обособление трамвайных путей позволило на 60 процентов снизить количество аварий на таких участках. В 10 раз уменьшилось количество задержек трамваев, которые были вызваны дорожно-транспортными происшествиями или неправильной парковкой постороннего транспорта. Скорость движения повысилась на 20 процентов, а количество пассажиров выросло на 15 процентов. В 2018 году при капитальном ремонте трамвайных путей впервые было использовано 15,6 тысячи композитных шпал. Они долговечнее и надежнее обычных. Для их производства используют переработанные материалы, в том числе пластиковые бутылки. На изготовление одной такой шпалы уходит 75 килограммов пластика, или 1200 пластиковых бутылок. Композитные шпалы не нужно пропитывать каменноугольной смолой, что важно для экологии. В 2019 году Мосгортранс обновит 32 километра трамвайных путей. При этом будет использовано более 18 тысяч экошпал. Для удобства и безопасности пассажиров остановки оборудуются приподнятыми посадочными платформами. Они располагаются на одном уровне с входом в трамвай. На платформах есть пандусы и специальные защитные ограждения, которые отделяют их от проезжей части. Сейчас в городе установлено 270 таких платформ, до 2024 года планируется установить еще около 200.