Над кем смеется Украина? Штепсели, Кролики, Верки и Юзики украинского юмора
Молодежь ориентируется в "квартальцах", "камеди-клабах", "дизель-шоу", "братьях шумахерах" и прочих командах пересмешников. На экранах телевизоров и гаджетов с девайсами появились новые молодые и задорные лица, хорошо обеспеченные гонорарами за съемки и концерты. Во время творческого подъема упомянутого Ефима Иосифовича с Юрием Трофимовичем юмор был, определенно, другим. Он высмеивал, можно сказать, совершенно прикладные недостатки — нет, не советского строя (с этим в то время было туго), но советского человека. Ибо, с одной стороны, "слаб человек и немощен есть", с другой, "нет у меня для вас других писателей". Поэтому возникали иногда при великих целях у строителей коммунизма маленькие недостатки — бездушие, лень, стяжательство, некомпетентность и так далее. Искореняли эти все недостатки Штепсель с Тарапунькой, можно сказать, по-отечески: мягко воспитывая и добродушно высмеивая. Особого колорита их репризам добавляло то, что говорили артисты на русском и на украинском. Причем на таком украинском, который Юрий Тимошенко буквально просеивал через мозговые извилины, чтобы оставить напевность речи, но выразить мысль понятными для русскоязычного уха словами. А заодно для всех ушей необъятного Советского Союза, где язык межнационального общения был главным, а украинский всегда звучал из уст талантливых переселенцев. Интересно, что в этом же году отмечался и 100-летний юбилей Тарапуньки — Тимошенко. Они со Штепселем — Березиным одногодки, вместе учились, вместе прошли с концертами фронты Великой Отечественной, вместе объездили одну шестую часть суши. И умели рассмешить своего зрителя самыми незамысловатыми, на первый взгляд, но двусмысленными номерами. Например, "Рыбой". Одесситы Роман Карцев и Виктор Ильченко родились уже перед самой войной — в 1937 и 1939 годах. Поэтому представляли другой срез одесско-украинско-советского юмора. С изрядной долей еврейского, потому что долго работали с Михаилом Жванецким и Аркадием Райкиным. Учитывая другой эстрадный и театральный опыт артистов, можно сказать, что у них тексты часто были построены на неких смысловых и словесных пассажах. Показательным является миниатюра "Раки по пять рублей". С началом эры независимости большую часть украинской юмористической сцены заняли «Кролики» — дуэт артистов эстрады Владимира Данильца (уроженца Черниговщины) и Владимира Моисеенко (уроженца Ленинградской области). Изменился не только состав артистов — изменились темы для высмеивания и творческие подходы. На первый план выходит образ основательно деградирующего индивидуума, в данном случае — украинца. Миниатюры об этом — такая, например, как "Трактор" — на российских каналах рано или поздно грозили отторжением Народных артистов Украины украинской публикой. Трагические события последних шести лет только зафиксировали ситуацию: смеяться над собой украинцам можно только в Украине, делать это в России — преступное с украинской точки зрения деяние. Тем более, что юмор "кроликов" становился все ниже и ниже, пока не достиг уровня "Аншлага" и "Кривого зеркала" — например, в номере про армию. Вряд ли в скором времени эти выпускники Киевского эстрадно-циркового колледжа появятся на родине своего таланта, но беспокоиться об их благосостоянии не стоит: официальный сайт зарегистрирован в РФ, заказы на концерты принимаются, видео в интернете про недавние выступления присутствует. На какое-то время лидером гонки (имея в виду и гонорары тоже) стал дуэт "2 в 1" Андрея Данилко и Верки Сердючки, что есть одно и то же. Апофеозом карьеры стало выступление на Евровидении в 2007 году, где Сердючка в прямом и в переносном смысле "дала звезду", и тут же попала под огонь критикантства за созвучность звукоряда своего хита словам "Раша, гудбай". Сам артист говорил, что пел совсем другое, но кому это уже было интересно? Надвигались иные времена… Сейчас образ колоритной Верки-проводницы не актуален, не актуален и артист, выступающий в России, Андрей стал Михайловичем и заседает в жюри телевизионных творческих конкурсов, а это уже совсем не смешно. Порой он позволяет себе высказываться по поводу современных событий совершенно серьезно, и это вызывает уважение к бывшему артисту комического жанра, который и один в поле воин. Чего нельзя сказать, в полной мере, в отношение целого известного коллектива. Международный конкурс "Новая Волна - 2011" Кроме профессиональных артистов, на украинской сцене подвизается и множество самодеятельных актеров. При этом отсутствие профильного образования перекрывается врожденным талантом и медийной раскруткой. Безусловным лидером в этом деле является Студия "Квартал 95". С учетом того, что лидер этой группировки пересмешников сейчас занимает самый высокий государственный пост, надо остановиться на их феномене. Ибо самое время подвести промежуточный итог более чем полувековому отрезку развития жанра на территории этой земли талантливых во всех отношениях людей. Постмодернизм, перешагнувший из века XX-го в XXI-й, сыграл с юмором, как бы это ни звучало, злую шутку. Самоцитирование как творческий метод выхолостило деликатность намека и многозначительность недосказанности. Стало общим местом бичевать не явления, а персон. Таким образом, смешным становится носитель порока, а не сам порок, который теряет свою внеперсональную сущность. В итоге человек обсмеян, порок не высмеян. А с учетом тотальной коммерциализации сцены и экрана подобные проекты способны к беспринципной миграции от работодателя к работодателю, теряя ценностные (но не ценовые) ориентиры. Перенося фокус своего сатирического жала на оппонентов очередного "кормящего". "Квартал 95" сменил за свою карьеру несколько "кнопок", но основными его партнерами в посягательстве на зрительские рейтинги были "Интер" и "1+1". В первом случае бизнес был связан с Хорошковским (вряд ли полностью самостоятельным олигархом), во втором — с Коломойским (вряд ли согласным быть не самостоятельным). Но, как бы не развивался проект, какой бы канал его не транслировал, какие бы партии не были у власти, а какие — в оппозиции, неприкасаемой, по мнению автора, всегда была только одна фигура — Леди Ю. Вернее, к ней прикасались, но как-то уж очень комплиментарно. Самое смешное во всем этом то, что не только ведущий комедийный актер стал ведущим политиком Украины, но и еще несколько представителей этого проекта пошли во власть — кто, как Шефир, — в советники президента, кто — как Юзик — в народные депутаты. Электорату же теперь придется смеяться не над шутками, прошедшими через сито сценарной самокритики и через пристальную оптику худсоветов, как во времена сегодняшнего юбиляра Ефима Березина. Наступило время сплошных государственных экспромтов.