Розовый фламинго, вязаные картины и интерьеры XIX века. Гид по музейной неделе
Программа «Московская музейная неделя» помогает увидеть бесплатно все интересные выставки за семь дней. С апреля более 40 музеев и выставочных залов, подведомственных столичному Департаменту культуры, работают бесплатно в один из дней каждую третью неделю месяца. 11 ноября стартует восьмая музейная неделя. Mos.ru и агентство «Мосгортур» выбрали 15 выставок, которые можно посетить бесплатно с понедельника по воскресенье. Понедельник: Музей героев Советского Союза и России Выставка «60°21'28''. История русской Антарктики» Место: улица Большая Черемушкинская, дом 24, корпус 3 Дата: 11 ноября 60 градусов 21 минута 28 секунд — этo координаты широты точки, с которой 16 января 1820 года российский мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен впервые увидел очертания Антарктиды. Первая русская антарктическая экспедиция, которую Беллинсгаузен возглавил вместе с флотоводцем Михаилом Лазаревым, по значению равна полету в космос Юрия Гагарина. До нее существование шестого материка ставилось под большое сомнение. Выставка, открывшаяся в Музее героев Советского Союза и России в октябре, знакомит с историей изучения и попыток промышленного освоения Антарктиды с первой трети XIX до конца ХХ века. В экспозиции — карты, фотографии, архивные документы, а также предметы из частных коллекций. Вторник: Музей современного искусства и «Мультимедиа-арт-музей» Выставка номинантов премии Кандинского Место: Московский музей современного искусства (улица Петровка, дом 25) Дата: 12 ноября Работы 30 номинантов 12-й премии Кандинского встречают зрителей еще до входа в залы — перед музеем (композиция Ирины Кориной «Не только про тебя») и на лестнице (фильм Дмитрия Венкова «Гимны Московии», посвященный архитектурным стилям столицы). Среди участников как знакомые по прошлым премиям имена: Александр Бродский, Таус Махачева, Евгений Антуфьев, Дмитрий Венков, Полина Канис, Саша Пирогова, так и новые. Среди молодых художников, вошедших в лонг-лист премии в этом году, — Тимофей Радя, Ася Маракулина, Кирилл Савченков. В первом зале зрителей встречает масштабная инсталляция Хаима Сокола «Бумажная память», посвященная фабрике технических бумаг «Октябрь». В «Бумажной памяти» объединились графические объекты и видео. Видео-арта в этом году среди номинированных работ больше, чем обычно. Стоит отметить документацию перформансов группы «Провмыза» и Таус Махачевой. Выставка Розмари Трокель Место: «Мультимедиа-арт-музей» (улица Остоженка, дом 16) Дата: 12 ноября Немецкая художница Розмари Трокель известна своим нетерпимым отношением к гендерным штампам. Она появилась на художественной сцене Германии в 1980-е, когда на ней звучали, за редким исключением, только мужские имена. Трокель громко заявила о себе, иронично ответила на эту несправедливость вязаными картинами, очистив типично женское занятие от традиционной функции и показав, что рукоделие может быть искусством. Юмор и ирония до сих пор являются основными ее инструментами. Одна из самых знаменитых работ Трокель — «Рисующая машина», механизм, напоминающий ткацкий станок, 56 кисточек которого состоят из прядей волос мужчин-художников. В экспозицию в «Мультимедиа-арт-музее» вошел не только рисующий станок Трокель, но и работы, созданные с его помощью, а также вязаные картины, графика и видеоработы. Среда: «Царицыно» и «ГРАУНД Солянка» Выставки, посвященные Екатерине II Место: музей-заповедник «Царицыно» (улица Дольская, дом 1) Дата: 13 ноября «Царицыно» отмечает 290-летие со дня рождения Екатерины Великой двумя посвященными ей выставками. Первая представляет впечатляющее собрание портретов царицы, членов ее семьи и приближенных. По этим портретам, хронологически выстроенным, можно изучать биографию легендарной правительницы России. Особое место в экспозиции уделено скульптурным изображениям Екатерины II. Среди них мраморный бюст работы Мари-Анн Колло, создавшей также голову Петра I для «Медного всадника». На второй выставке представлена одна картина — портрет Екатерины II, 230 лет назад подаренный императрицей магистру Мальтийского ордена. С тех пор портрет хранился на Мальте и в России никогда не бывал. К 290-летнему юбилею со дня рождения императрицы изображение Екатерины Великой с георгиевской лентой ненадолго привезли в Москву, специально отреставрировав для выставки. Русская Минерва. Биография Екатерины II в экспонатах царицынских выставок и воспоминаниях «ГРАУНД зин фест. Расширение» Место: галерея «ГРАУНД Солянка» (улица Солянка, дом 1/2, строение 2) Дата: 13 ноября Авторские книги, малотиражные издания, любительский самиздат — какие только определения не давали зинам! Книги, выпущенные без помощи издательства, приобрели популярность в середине прошлого века, когда цензура в СССР стала особенно строгой. Зины — современная трансформация самиздата, возникшая не как ответ цензуре, а как независимый продукт молодежной культуры. С малотиражными авторскими зинами знакомит выставка «ГРАУНД зин фест. Расширение». Авторами первого проекта галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка» стали дизайнеры, художники-графики, перформеры и саунд-артисты. Они рассказывают посетителям о своих проектах книг и доказывают, что зины не ограничиваются только бумажным форматом. Директор Галереи на Солянке Катя Бочавар: Мы хотим показать, что на языке современного искусства можно общаться Четверг: музей-усадьба «Кусково» и Дарвиновский музей Выставка «Эпоха в зеркале театра» Место: Музей керамики и усадьба Кусково XVIII века (улица Юности, дом 2, строение 1) Дата: 14 ноября Расцвет кусковского театра начался при сыне графа Петра Шереметева Николае — он собрал актерскую труппу, организовал профессиональное обучение для крепостных, пошив костюмов и создание декораций к спектаклям. У театра Шереметевых был собственный оркестр и хор, на его сцене шли постановки на итальянском и французском языках. Одна из самых знаменитых крепостных актрис — Прасковья Ковалева-Жемчугова — была примой шереметевского театра. На выставке в Кускове представлены чертежи театра, портреты ведущих актрис и самих графов Шереметевых. Особенно интересны подлинные декорации и макеты XVIII века. Останкино, Кусково и Люблино. Изучаем театральное прошлое трех московских усадеб Выставка «Фламенко на берегу» Место: Государственный Дарвиновский музей (улица Вавилова, дом 57) Дата: 14 ноября Что общего между испанским танцем фламенко и фламинго? Танцует ли розовый фламинго на самом деле или только в песне? Почему эти птицы иногда запрокидывают голову на спину? Выставка «Фламенко на берегу» расставит все точки над i. В экспозиции — более 30 фламинго, как воссозданных таксидермистами музея, так и запечатленных на полотнах анималистов, в книжных иллюстрациях и скульптуре, а также видеоинсталляция. Все о ближайших родственниках фламинго, их повадках и особенностях расскажут информационные стенды. Пятница: Музей лубка, «Коломенское» и дворец Н.А. Дурасова «Тьеполо-Тьеполо-Тьеполо-Ватто» Место: Музей русского лубка и наивного искусства (Малый Головин переулок, дом 10) Дата: 15 ноября Татьяна Нешумова — новичок в мире живописи. Филолог, поэт и исследователь литературы, она начала рисовать в 2017 году после путешествия в итальянский город Ассизи. Вдохновившись произведениями знаменитых европейских художников — Рембрандта, Тьеполо, Тинторетто, она создала серию графических и живописных работ. Основу экспозиции составляют оммажи Нешумовой любимым художникам. К размышлениям ее подтолкнули произведения живописи, а также фотографии и кадры из фильмов прошлых лет. Названия картин говорящие: «За Рокотовым», «За Веронезе», «За Карпаччо». Однако это не просто повторение за мастером прошлого, а попытка перенять его манеру на свой лад. «Искусство русской вышивки XVI — начала XX века» Место: музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 69) Дата: 15 ноября Вышивка золотом и шелком пришла в Древнюю Русь из Византии и долгое время считалась предметом роскоши. Произведения искусства создавались в царских и княжеских светлицах, боярских и купеческих домах, женских монастырях. В XVIII веке в городах появились мастерские, которые брались за вышивку разной сложности, большой популярностью пользовались мастерские крепостных вышивальщиц. В экспозицию выставки в «Коломенском» вошли сокровища из фондов музея: украшенные вышивкой средневековые облачения духовенства, крестьянская одежда, городской костюм и бытовые предметы — скатерти, ковры и картины. Один из главных экспонатов — подвесная пелена под икону «Зачатие Святой Анны», которая принадлежала боярину Григорию Годунову, служившему у Ивана Грозного. Вышивающее Средневековье. Пять экспонатов новой выставки в «Коломенском» «Стиль на выбор. Интерьеры эпохи историзма» Место: дворец Н.А. Дурасова в музее-заповеднике «Люблино» (улица Летняя, дом 1, строение 1) Дата: 15 ноября Период историзма или неостилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве (1830–1890) — это время поиска вдохновения в исторических стилях: готике, барокко и рококо. Увидеть воплощение результатов этого поиска в интерьерах можно во дворце Дурасова в «Люблине». В экспозиции представлены европейские журналы XIX века по оформлению комнат, цветные литографии, запечатлевшие обстановку и убранство того времени, декоративные ткани для отделки стен и мебели, фабричные альбомы с образцами текстиля, вышивки серебром и бисером, а также светильники, фарфор и стекло. Возможно, кого-то из посетителей эта выставка вдохновит на смену обстановки дома. Воскресенье: Музей Паустовского, Дом русского зарубежья, Центральный Манеж, Музей Пушкина, Старый Английский Двор «Мещерская сторона» Место: Музей К.Г. Паустовского (улица Кузьминская, дом 8) Дата: 17 ноября Выставку «Мещерская сторона» Музей Константина Паустовского приурочил к 80-летию одноименной книги писателя. Паустовский познакомился с Мещерским краем в 1930 году — в поселке Солотча, где он нашел «самое большое, простое и бесхитростное счастье», он написал более десятка произведений. В их числе «Мещерская сторона», одна из самых известных его повестей. В экспозиции представлены личные вещи Паустовского, фотографии и документы, относящиеся к периоду его жизни и работы в Солотче. А также графические иллюстрации к повести, письма первой жене Екатерине Загорской с рассказами о знакомстве с краем и фотографии села Солотча, сделанные писателем в 1930–1940-е годы. Постоянная экспозиция Музея русского зарубежья Место: улица Нижняя Радищевская, дом 2 Дата: 17 ноября Один из самых молодых музеев Москвы открылся в конце мая 2019 года. Постоянная экспозиция, занимающая первые два этажа нового здания Дома русского зарубежья, поделена на две части. На втором этаже разместились экспонаты, посвященные истории первой волны эмиграции, вызванной революцией 1917 года. На первом можно познакомиться с произведениями русских эмигрантов, среди которых множество политиков, писателей и ученых, уехавших из страны в начале прошлого века. Куртка Набокова и пальто Солженицына. Гид по обновленной экспозиции Музея русского зарубежья «Память поколений» Место: Центральный выставочный зал «Манеж» (Манежная площадь, 1) Дата: 17 ноября Зарисовки из жизни простых солдат, встреча героев с войны, будни тружеников тыла и трагедия народа — о Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве рассказывает выставка «Память поколений» в Манеже. Это продолжение прошлогодней выставки «Сокровища России». Специально для нового проекта четыре десятка российских музеев предоставили 150 живописных и скульптурных произведений. Среди экспонатов картины Петра Кончаловского, Кукрыниксов и Юрия Пименова, скульптурные работы Веры Мухиной и Евгения Вучетича. «Тайны “ дедушки Крылова”» Место: Государственный музей А.С. Пушкина (улица Пречистенка, дом 12/2) Дата: 17 ноября К 250-летию со дня рождения баснописца Ивана Крылова музей А.С. Пушкина подготовил выставку, посвященную его жизни и творчеству. Экспозиция «Тайны “дедушки Крылова”» занимает несколько залов, каждый из которых рассказывает об определенном периоде жизни классика. Главные экспонаты — портреты Крылова и его современников, журналы, где впервые напечатали его работы, автографы и фрагмент интерьера кабинета писателя, воссозданного по воспоминаниям современников Ивана Андреевича. «Игра под запретом» Место: Старый Английский Двор (улица Варварка, дом 4а) Даты: 17 ноября Жители Древней Руси игры уважали азартные развлечения — кулачные бои и скоморошьи выступления, шашки, игры в зернь (кости) и карты. С принятием православия под запрет попали шахматы и зернь, а в середине XVII века царь Алексей Михайлович объявил скоморохов вне закона. Как и во что играли москвичи в XVI–XVII веках тайно и открыто, рассказывает «Игра под запретом» в Старом Английском Дворе. Пять разделов посвящено настольным играм, детской игрушке, ярмаркам, народным потехам и застолью. Увидеть здесь можно шахматы, игральные карты, шашки, монеты, найденные при раскопках Москвы. Есть на выставке и самая старая игрушка — глиняная свистулька XII века, которую археологи обнаружили на территории Химок.