Ещё
Путин в Сочи: «Was ist los?
Путин в Сочи: «Was ist los?
Политика
Лидер «Ногу свело!» оскорбил россиян
Лидер «Ногу свело!» оскорбил россиян
Шоу-бизнес
Новая жертва "Крота": скончался известный ученый
Новая жертва "Крота": скончался известный ученый
Общество
Бурджанадзе обратилась за помощью к России
Бурджанадзе обратилась за помощью к России
В мире

Абу-Даби как ближневосточная столица современного искусства: Лувр, Abu Dhabi art и муралы 

Абу-Даби как ближневосточная столица современного искусства: Лувр, Abu Dhabi art и муралы
Фото: Собака.ru
Столица и одноименного эмирата пока не так популярна у туристов, как , а зря. недавно обзавелся музеем с полотнами да Винчи и Мондриана, а местные выставочные пространства не уступают берлинским. Арт-редактор «Собака.ru» съездила в город, чтобы посмотреть на ближневосточное чудо своими глазами (спойлер: с искусством в Абу-Даби даже лучше, чем с белоснежными пляжами).
Абу-Даби для культуры ОАЭ — как  для  18 века
Туристы, приезжающие в столицу ОАЭ ради пляжей, как из рекламы «Баунти», и отдыха в стиле «арабская ночь, волшебный Восток», удивятся: выставочные пространства, арт-парки и галереи Абу-Даби мало чем отличаются от аналогичных в Берлине или . При этом еще в 1970 году, когда отечественные корабли вовсю бороздили просторы Вселенной, в будущих Эмиратах не было электричества. Несколько десятилетий высоких цен на нефть хватило, чтобы построить посреди пустыни «города будущего» с небоскребами, хай-веями и роскошными отелями. Основная часть нефтяных запасов покоится как раз на территории эмирата Абу-Даби, поэтому развивать индустрию пляжно-клубного отдыха по дубайскому типу там не стремились. К тому же не солидно для столицы ОАЭ фокусироваться на курортах. Последние пару лет власти эмирата создают Абу-Даби реноме ближневосточной столицы contemporary art — на углеводороды надейся, да сам не плошай. Отсутствие академической традиции вкупе с исламским запретом на изображение людей как раз способствует развитию современного искусства, не сосредоточенного на фигуративности и миметичности.
Образование в этой области молодые авторы получают, например, в местном New York University, а их спонсированием и зарубежными стажировками занимается фонд поддержки начинающих художников Саламы бин Хамдан. Открытый в 2017 году Лувр Абу-Даби — не только приманка для туристов, но и наглядное пособие по истории мирового искусства для собственных граждан. Важно понимать, что эта институция — не филиал парижского Лувра. ОАЭ на 10 лет взяли в аренду главный мировой музейный бренд, а вместе с ним — 300 предметов из музеев , в том числе «Прекрасную Ферроньеру» да Винчи и автопортрет Ван Гога. Вторая инициатива-катализатор — ноябрьский фестиваль Abu Dhabi Art, в лайн-ап которого вплетены ярмарка современного искусства, выставочные проекты и паблик-арт программа. Абу-Даби, в котором вот-вот откроется Музей Гуггенхайма — город напоминает Петербург конца 18 века, когда закладывалась коллекция , открылась Академия художеств, а «лучшие люди» отправлялись учиться за рубеж.
Куда идти за современным и не очень искусством?
Гид по Crème de la crème культурным достопримечательностям города, а также фестивалю Abu Dhabi Art 2019
Лувр Абу-Даби
Как описать опыт посещения Лувра Абу-Даби? Представьте себе, что вы идете по пустыне и неожиданно набредаете на оазис с водоемом — первая мысль: а не мираж ли это? Архитектор выдвинул здание музея к воде и придумал «кружевную» крышу, вдохновленную пальмовыми листьями, — лучи света проходят через купол и создают в холле настоящее световое шоу. Архитектурный аттракцион сменяется аттракционом культурным — музей, который мимикрирует под гигантов вроде Лувра или Эрмитажа, на самом деле не похож на типичный универсальный музей. Мы привыкли к географически-хронологической структуре экспозиций: вот Греческий зал, а на следующем этаже — искусство Древнего . Итальянское Возрождение отдельно, османские ковры того же периода — отдельно. В Лувре Абу-Даби каждый зал отвечает за определенный исторический период, но искусство не сегментировано территориально: скульптурный портрет фараона Рамзеса II соседствуют с римскими бюстами, а средневековая французская Дева Мария с мусульманской с индийскими письменами. Помимо да Винчи и Ван Гога в экспозиции, которую можно не торопясь обойти за два часа, представлены Пуссен, Рубенс, Гоген, Пикассо, а также Жан-Мишель Баскиа и .
Часть произведений современных художников вынесена за рамки музейных залов. Дерево с зеркалами в ветвях от классика Arte povera Джузеппе Пенноне органично вписывается в подкупольное пространство, благодаря использованию игры света. Кстати, похожая работа, только с камнями вместо зеркал в прошлом году украшала двор Зимнего дворца. Неподалеку от дерева Пенноне стоят на массивные каменные плиты с выгравированными отрывками из исторических текстов: «Мукаддимы» арабского философа Ибн Хальдуна, Шумерского мифа о сотворении мира и «Опытов» Мишеля Монтеня.
Если архитектура музея — это аперитив, постоянная экспозиция — основное блюдо, то временные выставки — десерт, уже «лишний», но удержаться от него невозможно. Сейчас в Лувре Абу-Даби показывают два проекта, ради которых можно смело брать билет на самолет. Первый — «Рандеву в Париже: Пикассо, Шагал, Модильяни &Co» — грамотно выстроенная история художественной жизни Парижа 10-30-х годов, воспетого Хэмингуэем. Соня Делоне, , Джорджо де Кирико, Константин Бранкузи, Тамара де Лимпика — выставка построена таким образом, чтобы зритель наглядно увидел, что во французскую столицу съезжались бунтари со всего мира, включая Японию. Вторая «жемчужина» выставочной программы Лувра Абу-Даби в этом сезоне — выставка «Десять тысяч лет роскоши», которая объединяет 350 экспонатов из 30 стран: ювелирные украшения, мебель, дизайн, мода, произведения искусства. Проект концептуализирует самое понятие роскоши в разные эпохи: от древней Месопотамии до современности, то есть помимо условных серебряных супниц зрители увидят наряды и украшения Cartier, Christian Dior и Yves Saint Laurent. Слово «жемчужина» в описании не журналистский штамп: один из экспонатов выставки — «Жемчужина Абу-Даби», старейшая в мире. Специалисты считают, что она образовалась 6 тысяч лет до нашей эры, а нашли ее в эмирате Абу-Даби в 2017 году.
Арт-пространство Манарат Аль-Саадият
Арт-центр Манарат Аль-Саадият был открыт еще в 2009 году, там же проходили все крупные выставочные проекты в городе до открытия Лувра Абу-Даби. Например Seeing Through Light от фонда Соломона Гуггенхайма — исследование темы света в современном искусстве на примере произведения Отто Пиене, Яёи Кусамы и . В рамках другого проекта фонда, посвященного перформативным практикам, в Манарат Аль-Саадият выставляли работы , и Сирага Кадзуо. Кураторы как будто не делают скидок на арабский контекст — в сентябре в пространстве иронично роль поп-культурных образов в современном искусстве: от Фрэнка Стеллы через Баскию к . На входе посетителей встречал «надутый» феррари — «Жирный автомобиль» австрийца Ирвина Вурма. Манарат Аль-Саадият скроен по западным образцам: кроме громких имен в выставочной программе в наличии книжно-сувенирный магазин, уютное кафе и сад со скульптурами. Если вы поедете в Абу-Даби в ноябре без посещения пространства не обойтись — именно тут базируется арт-ярмарка Abu dhabi art fair.
Warehouse 421 Если вы хотите посмотреть, что из себя представляет арт-сцена ОАЭ и Абу-Даби в частности, то Warehouse 421 — максимально комфортная точка входа в тему. Во-первых, тут работает отличный книжный магазин, где можно посмотреть, например, каталоги конкурса плакатов на арабском языке или волшебную artist book по мотивам выставки старых семейных фотографий жителей Эмиратов. Одна беда — цена на книги по искусству в Абу-Даби куда выше, чем в США или Европе: будьте готовы расстаться с 3-5 тысячами рублей за издание. Зато бесплатно можно взять толстый глянцевый журнал Canvas, где дается подробный обзор не только contemporary art стран Персидского залива, но и Венецианской биеннале, например. Во-вторых, в Warehouse 421 проходят выставки молодых эмиратских художников, которые, кстати, мало чем отличаются от аналогичных в Вене или Токио. До 22 ноября в пространстве показывают проект «Сообщество и критика» — результат 10-месячной стажировки художников из ОАЭ в Rhode Island School of Design (США). Чего ожидать от выставки? Инсталляцию в виде хрустальной люстры, завернутой в ковер, живопись, очевидно вдохновленную Николь Айзенман (участницей основного проекта Венецианской биеннале в этом году), эксперименты со стеклом и таким традиционным медиа как печатная графика. Одна из самых впечатляющих инсталляций, хоть и не слишком оригинальных по концепции, — ловко сконструированная «девичья комната» художница Аиши бин Хадиа. Вместо розового постельного белья — черный латекс, который делает кровать похожей на гробницу. С 10 декабря в Warehouse 421 открывается новая выставка на актуальную тему языка зинов, artist's books и прочего художественного самиздата.
Reem Park
Абу-Даби при всем своем космополитизме — 80% процентов жителей экспаты — в вопросах