Войти в почту

Артемий Троицкий о Shortparis: «Это самая сильная русская рок-группа всех времен»

Shortparis выпустили альбом «Так закалялась сталь» и впервые выйдут на стадион («Юбилейный», 16 ноября). Главная группа страны не дает автографы — но «Собака.ru» о вас позаботилась и сделала фотосессию музыкантов в Ленинских горках, а еще узнала у критиков трех разных поколений, что они думают о Shortparis. Первым о своих впечатлениях рассказывает культовый культуртрегер Артемий Троицкий. «Впечатления от концерта Shortparis были ошеломляющими. Сравнимыми с контузией» Я считаю, что Shortparis — самая сильная русская рок-группа всех времен. На самом деле, констатация этого факта даже на меня производит сильное впечатление — я, вообще-то, не большой любитель таких щедрых комплиментов. А все дело в том, что Shortparis обладают качествами, которые для русского рока не свойственны. И никогда свойственны не были. Во-первых, они играют абсолютно оригинальную музыку. Не повторяют за кем-то, а сочиняют что-то самостоятельное и при этом актуальное. Во-вторых, если говорить о профессионализме и матерости в музыке, то сегодня Shortparis — лидеры в этих вопросах. И это было для меня полной неожиданностью. Их записи я слышал раньше, а нынешним летом дважды оказывался на выступлениях группы и могу сказать, что ребята — лучшие в том, что касается качества исполнения. Впечатления от концертов были ошеломляющими, сравнимыми с контузией. Естественно, в студии с современными прибамбасами можно много чего сделать. Но когда я понял, что живьем они играют едва ли не лучше, чем в записи, то был потрясен. У них совершенно изумительная ритм-секция, прекрасные ударники. У них вообще все очень и очень хорошо с музыкальным мастерством — для русского рока это опять же совсем не характерно. В-третьих, Shortparis — лучший шоу-коллектив. Они артистичны, динамичны, невероятно энергоемки, что вновь и вновь нетипично для русских рок-ансамблей, как правило, вялых и занудноватых. В нашей истории были как минимум две очень яркие шоу-группы — московские «Звуки Му» и «АВИА» из ­ленинградского рок-клуба. Может быть, с точки зрения эффектного выступления на сцене, Петр Мамонов в «Звуках Му» остается непревзойденным мастером, но это было фрик-шоу одного актера c довольно слабыми аккомпаниаторами. У «АВИА» наблюдался противоположный подход — за исключением Антона Адасинского, выступавшего некоторое время в составе группы, у них не было шоу-солистов, зато было прекрасно отлаженное коллективное физкультурно-пропагандистское шоу. В «Звуках Му» всегда можно было заметить следы типично русского скоморошества и юродства, а «АВИА» возвращали традиции агитационного советского искусства 1920-х годов. Shortparis, представляющие собой исключительно зрелищную и безупречно сыгранную машину, в этом отношении ближе по подходу к стилю «АВИА», но при этом все члены группы обладают ярким артистизмом. Совокупность этих трех качеств — оригинальности, музыкального профессионализма и шоу-эффекта — дает потрясающий результат даже при отсутствии четвертого измерения, которое для наших рок-музыкантов было всегда самым важным — а именно текстов, которые у этой группы минималистичны и часто состоят из пары фраз. В этом отношении Shortparis очень скромны и на многое, как я понимаю, не претендуют. И здорово, что парни находятся абсолютно не в русле бардообразного русского рока. Он уже подарил нам таких прекрасных поэтов, как Башлачев, Гребенщиков, Макаревич, Шевчук. Но в результате в нем возник явный перекос в сторону литературы. А Shortparis этот крен ликвидировали и направили наш рок в иное и очень перспективное русло. Мне кажется, если в Shortparis вложить ­деньги, Rammstein будет отдыхать на завалинке. Они единственные из наших, кто имеет все шансы прославиться на Западе и произвести сильное впечатление на публику, не владеющую русским языком. Больше я не знаю просто никого подобного. И на них вряд ли будут ходить за границей наши эмигранты и обучающиеся там русские студенты — как поклонники Филиппа Киркорова, так и группы «Аквариум». На них скорее пойдут именно жители этих стран, не находящиеся в ­парадигме русской культуры. Shortparis — наднациональны, и в этом их большое достоинство. С середины 1970-х Артемий Троицкий — музыкальный журналист — пишет о рок-, инди- и электронной музыке и давно воспринимается как главный рок-критик страны и человек, сыгравший ключевую роль в развитии российской рок-музыки. С 2014 года живет и работает в Таллине, сотрудничает с радио «Свобода». Фото: Игорь Клепнев Проект: Яна Милорадовская Продюсер: Ирэна Азаркевич Стиль: Эльмира Тулебаева Ассистенты стилиста: Михаил Гурай и Александра Дедюлина Прически: Анастасия Шамрина Благодарим за помощь в организации съемки Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские». Благодарим за помощь в проведении съемки театральную лабораторию Gogol School. В съемке приняли участие студенты лаборатории Gogol School — Мелисса Амова, Евгения Семенова, Лэйсан Гайсина, Иван Толкушкин, Светлана Кастюкевич, Александра Скрябина, Арсель Узак, Анна Ракина, Ксения Чурсина, Мария Хализова, Любовь Крижечковская, актер труппы «Рупор» Александр Хитев, студент НИУ ВШЭ Департамента медиа Артем Ганжа, студенты школы дизайна НИУ ВШЭ направления «Мода» Руслан Насыров и Кирилл Николаев, режиссер-клипмейкер Артем Иванов, студент театрального института им. П.М. Ершова Виктор Шахбазов, актер Театра Наций Владислав Долженков, актер инклюзивных проектов Александр Похилько.

Артемий Троицкий о Shortparis: «Это самая сильная русская рок-группа всех времен»
© Собака.ru