Войти в почту

Приморские любители беспилотников не спешат легализовать свои дроны

Российские власти ужесточают правила использования бытовых беспилотников. Однако, суровость наказания не гарантирует его исполнение. Несмотря на выросшие штрафы, операторы квадрокоптеров в Приморье по-прежнему не боятся летать без регистрации. Однако, сами они прогнозируют, что правоохранительные органы займутся ими всерьёз уже в ближайшее время. Когда вышли все сроки С 28 октября этого года подъем в воздух квадрокоптера без нанесённых на него регистрационных номеров обойдётся в 2000 рублей. В России вступил в действие закон об обязательной регистрации беспилотников. Ставить на учёт необходимо не только свежеприобретённые аппараты, но и те, которые уже были на руках. Сама процедура регистрации дрона проще, чем постановка автомобиля на учёт. На беспилотник необходимо нанести специальный регистрационный номер, сфотографировать его, заполнить заявление и отправить документы в Федеральное агентство воздушного транспорта. Пока документы можно отправить только почтой, но уже с весны регистрация дронов будет доступна через Госуслуги. Однако, несмотря на несложную процедуру, привести документы в порядок пока решились немногие. Как сообщает пресс-служба Росавиации, со всей России к этому времени поступило менее 4000 заявлений. Из Приморья таких заявлений - менее 10. По оценкам самих операторов дронов, в Приморском крае в частном пользовании более 1000 лёгких беспилотников. Их в основном используют для развлечений. Ещё одна большая категория пользователей – фотографы и видеографы. Страха нет, один задор Изучив проблему, корреспонденты «АиФ-Приморье» пришли к выводу, что приморские пользователи беспилотников не спешат их регистрировать в первую очередь потому, что не чувствуют неотвратимости наказания за свои нарушения. Правила использования дронов определены ещё в 2011 году. На каждый вылет беспилотника его оператор должен получить специальное разрешение. Уведомляются местные органы власти и службы организации воздушного движения. Однако, на практике операторы квадрокоптеров не спешат выполнять эти требования. Большинство опрошенных пилотов утверждают, что не видят для себя смысла в регистрации дрона и получении разрешений. Владивостокский фотограф, просивший не называть его имени, говорит, что большинство его коллег используют квадрокоптеры для съёмок видов природы в отдалённых и безлюдных местах – в тайге или на побережье, где до ближайшего полицейского – десятки километров. Там им никто не мешает летать. Пилот-любитель Андрей Александров, утверждает, что не планировал регистрировать свой квадрокоптер. Он говорит, что не летает над городом, где это могло бы быть опасно. Кроме того, Андрей не выкладывает фотографии с дронов в социальные сети, чтобы не привлекать не привлекает внимание компетентных органов. Александров говорит, что не знает ни одного случая, когда бы оператора беспилотников привлекли бы к ответственности за нарушения правил полётов. Ещё один фотограф, снимающий с квадрокоптером, Антон Панин, говорит, много раз снимал без разрешений в городе. Несколько раз это происходило на виду у полицейских, которые на него не обращали ни малейшего внимания. Граждане не дремлют Тем не менее, владивостокских любителей малой авиации уже не раз штрафовали за нелегальные полёты. Оператор дрона Георгий Каратаев рассказывает, что перед Восточным экономическим форумом снимал с квадрокоптера виды Амурского залива в районе Набережной Спортивной гавани во Владивостоке. После съёмок его задержали сотрудники органов госбезопасности. Коптер не был зарегистрирован, и разрешение на полёт отсутствовало. Каратаеву пришлось написать объяснения. В результате его признали виновным по статье «Нарушение правил пользования воздушным пространством». Пилота-любителя оштрафовали на 2 000 рублей. Сигнал в органы поступил от бдительных граждан. Руководитель пресс-службы Управления МВД по Приморскому краю полковник Ирина Сырова говорит, что сотрудники полиции неоднократно пресекали незаконные полёты дронов в местах массовых скоплений людей. Беспилотники снимали концерты на Центральной площади Владивостока, городские праздники и первомайские демонстрации. Во всех этих случаях они угрожали безопасности граждан. По её словам, штрафовать нарушителей Воздушного кодекса должны территориальные органы Росавиации. В нашем случае это Дальневосточное управление государственного авиационного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ведомство находится в Хабаровске, и все протоколы на нарушителей направляют туда. По словам исполняющего обязанности начальника Дальневосточного управления государственного авиационного надзора Павла Савина, его ведомство наложило штрафы всего на двоих жителей Приморья. «У всех нарушителей были одинаковые проблемы – накануне вылета они не предоставили в установленном порядке плана полёта и не получили разрешения на использование воздушного пространства от соответствующего центра единой системы организации воздушного движения. Проводить собственные рейды и задерживать нарушителей управление государственного авиационного надзора не состоянии - для этого у ведомства нет ни штатов, ни полномочий. Остаётся надеяться только на бдительность и добросовестность сотрудников полиции и Росгвардии, ведь штрафы с нарушителей идут в бюджеты не их ведомств», - добавляет Павел Савин. Штрафы всё жёстче В июле 2019 года вступили в действие поправки в Кодекс об административных нарушениях. Поправки ужесточили наказание за полёты беспилотных летательных аппаратов в запретных для полётов зонах. В Приморье таких зон несколько. Запрещены полёты дронов в районе аэропорта Кневичи, где они могут создать проблемы для самолётов гражданской авиации. Нельзя поднимать в воздух беспилотники над Большим Камнем – к закрытой зоне относится почти вся территория над городом. Закрыт воздух для полётов над главной базой Тихоокеанского флота в Фокино, над объектами предприятий по утилизации ядерных отходов, над ядерными арсеналами Тихоокеанского флота и Восточного военного округа, Владивостокской ТЭЦ-2, водозаборами местных водохранилищ и их дамбами, аэродромами местной авиации в Приморье. Подъем беспилотников над этими зонами наказывается штрафом до 50000 рублей. Наказание для юридических лиц в этом случае в 10 раз больше. Компетентные органы закон наделил правом сбивать дроны-нарушители, однако, когда его начнут применять на деле, никто из собеседников «АиФ-Приморье» пояснить не смог. Тем не менее, почти все опрошенные корреспондентами «АиФ-Приморье» операторы беспилотников утверждают, что в будущем году полетать без регистрации и без разрешений не получится. В среде любителей сверхлёгкой авиации активно циркулируют слухи о том, что якобы на 2020 год правоохранительным органам уже установлен план, собрать в Приморье с нелегальных дронов штрафов на полтора миллиона рулей. Заинтересованные же ведомства подобные слухи традиционно не комментируют.

Приморские любители беспилотников не спешат легализовать свои дроны
© АиФ-Владивосток