«Клинок»: история создания ножей-победителей

Виктор Душечкин – автор концептов завоевавших немалую популярность ножей, известных не только среди поклонников холодного оружия и охотничьих ножей, но и тех, кто далек от этого. Тематика творений Душечкина разнообразна – тут и популярная франшиза «Чужой», и история древних индейцев майя, и вдохновленные книгами современных авторов клинки. Виктор Душечкин с коллегой на своем стенде на «Клинке»Интересно, что все ножи, сделанные по мотивам популярных произведений Вадима Панова, Марии Семеновой и других фантастов, созданы по согласованию с самими авторами книг. Прежде, чем начать работу над своим новым проектом, Виктор Душечкин списывается с авторами, чьи книги послужили источником вдохновения, согласовывает с ними концепт и получает разрешение на изготовление этих ножей. Только потом начинается долгая кропотливая работа над проектом, который с большой долей вероятности займет очередное призовое место на «Клинке» — главной выставке ножеделов России. Вот и в этом году его работы, представленные на конкурс, взяли два первых места и одно второе. Мы уже упоминали эти ножи в статьях, а сейчас расскажем о них подробнее со слов автора. Первый и самый привлекающий внимание – это нож «Пугало», созданный по мотивам романов Алексея Пехова. Этот клинок принимал участие в конкурсе художественных изделий в номинации «Фэнтези», где и занял первое место. Еще один нож-победитель от Виктора Душечкина — это расположенный на красивой резной подставке клинок «Майя». Клинок создан в соавторстве с Сергеем Шаповалом. Он занял второе место в том же конкурсе художественных изделий, но уже в номинации «Композиция». Третьим конкурсантом от этого автора стал небольшой нож «Голод не тетка», занявший первое место в номинации «Короткий клинок» В последний день выставки мы побеседовали с Виктором Душечкиным после заслуженного вручения дипломов выставки. — Расскажите, пожалуйста, как приходят идеи создания таких необычных ножей? — По-разному. Иногда из песен, иногда из книг, иногда они идут от самих материалов. Кожа питона, например, подсказывает сделать что-то на змеиную тему, обыграть саму змею в дизайне, или взять что-то на эту тему из мифологии – горгону, гидру и тому подобное. — Вы в одиночку работаете над концептом или Вам кто-то помогает в этом? — Я сейчас сотрудничаю с многими мастерами из Тулы и других городов России. На данный момент основной герой, с которым я совместно работаю, это Сергей Вечеславович Шеповалов. Замечательный, талантливый, многогранный мастер. Он умеет не только резать по кости и дереву, но и гравировать, делать скримшоу, тонировку, гравировку и ювелирные работы. — Какие этапы проходят ножи от концепта до готовности? Сколько этот процесс занимает по времени? — Время варьируется в зависимости от концепта, в среднем это примерно от 3 месяцев до года. Сначала рождается идея, потом подбираются материалы, потом только отправляю это все Сергею Шаповалу на доработку эскиза, он уже смотрит, как это будет реализовано. Ну и потом финальная стадия – собственно изготовление. — Вы рассказывали, что с авторами произведений, по мотивам которых Вы делали ножи, Вы списываетесь. Как они реагируют на это? — Реакция очень удивленная, им это очень нравится. За свой опыт, сколько просил и Вадима Панова, и Марию Семенову, и Игоря Волосникова, и Алексея Пехова – все были только за, только просили показать финальную работу. — Эскиз вы согласовывали заранее? — Только с Пановым. Остальным показывал уже готовую работу. — Как давно вы занимаетесь изготовлением ножей? Что Вас привело к этому? — Увлекаюсь ножами я еще с детства. Фильмы типа Рэмбо, Командос и прочие такие привили это увлечение. Профессионально стал заниматься ножами с 2014 года. Сначала увлекался серийными ножами таких мастерских, как «Златоуст», «Кизляр», «Ворсма», но потом понял, что таких ножей очень много, фактически они могут быть у каждого, а душа просила интересное, эксклюзивное, то, что будет только лично у меня. Поэтому решил перейти на авторские клинки — Как вы пришли к тому, чтобы воплощать свои собственные концепты ножей, которые теперь становятся раз за разом победителями на «Клинке»? — Начал воплощать свои идеи потому, что не всегда мастера, которые продают уже готовые ножи, воплощали то, что мне хотелось увидеть в своей коллекции. Да и интересно было, чтобы родились именно мои собственные проекты и посмотреть реакцию ножевого сообщества на них. — Вы как-то обучались ножевому и кузнечному делу? Изучали свойства материалов специально? — Нет, специально не учился, было просто общение с мастерами, они делились технологией, так же смотрел мастер-классы. Теоретическое обучение вживую было. — Есть ли уже планы на новые работы? Если да, то, может быть, раскроете секрет, что ждать любителям ножей на следующей выставке? — Планка уже поднята достаточно высоко. Ниже опускаться нельзя. Поэтому мы с Сергеем Шаповалом постараемся придумать новые выдающиеся предметы ножевого арт-искусства. Также хочется попробовать себя в другой нише – гравированные складные ножи с инкрустацией желтым и белым металлом. Также в планах проекты с клинками ушедшего уже Вячеслава Ивановича Басова, легендарного кузнеца. — Чьи ножи Вы считаете самыми интересными на выставке? — Ножи таких мастеров, как Сергей Данилин, Геннадий Соколов, Муса Альмов. — Что бы Вы могли посоветовать тому, кто после прочтения нашего материала заинтересуется идеей изготовления собственных ножей? — Не отступать и не сдаваться ФОТО АВТОРА

«Клинок»: история создания ножей-победителей
© CBS MEDIA