«Если знаешь, значит, любишь» - этнографический диктант-2019 написали в Новосибирске
Всероссийская просветительская акция «Большой этнографический диктант», несмотря на название, на самом деле представляет из себя тест. Он проходит в Новосибирске в преддверии Дня народного единства с 2016 года. С каждым годом число желающих проверить свои знания о народах, живущих с нами рядом, растет. Центральной площадкой в этом году стал СГУГиТ. Здесь диктант написали несколько сотен человек, преимущественно студенты и школьники. 30 вопросов за 45 минут: 20 – общие для всех, 10 – с местной спецификой, уникальные для каждого региона. Вопросы не из легких – и о первом исследователе Тянь-Шаня, и о количестве букв в адыгейском алфавите, с какого языка слово «ня» переводится как «товарищ» и какой народ русские называли «кузнецкими татарами». Одним из самых интересных для участников стал вопрос о кулинарии: нужно сопоставить названия пирогов и лепешек с этнической кухней. Что касается Новосибирской области, спрашивали о первом каменном здании, каравае на гербе и реликтовой липовой роще, сохранившейся с доледникового периода. «Все вопросы интересные. Насчет кулинарии - мы в этом не разбираемся, так что было сложно. Зато на вопрос про количество республик, краев и областей легко ответили. Думаю, больше половины ответили правильно», - считают студенты СГУГиТ Данил и Андрей. Елена Сотникова – историк, поэтому большинство вопросов у преподавателя не вызвали затруднения. «Сложность, как ни странно, вызвал вопрос о четкой численности республик, краев, областей. И вопрос о кухне - тоже пришлось немного задуматься. Есть вопросы на знание географии, про народы и наши сибирские родные слова «пимы» - валенки. Думаю, студенты могли споткнуться практически везде. Я не устаю говорить, что, на мой взгляд, изучению истории уделяется очень мало часов в программе стандартов в университетах. У нас много приезжих ребят, которые не знают ни Россию, ни Сибирь. Мне кажется, нужно больше часов уделять историческим знаниям», - считает доцент кафедры правовых и социальных наук СГУГиТ. Участники диктанта говорят – вопросы непростые, но тем интереснее после сдачи работ поискать нужную информацию в интернете и узнать больше о народах, с которыми мы живем бок о бок. Замминистра образования региона Мария Жафярова считает, что диктант – своеобразная провокация. «Основная задача этнографического диктанта - не проверить количество ошибок, которые могут сделать участники. Задача в том, чтобы привлечь внимание к этнографии как к науке, которая является краеугольным камнем в выстраивании межэтнической гармонии на территории нашей многонациональной и многокультурной родины. Невозможно любить то, чего ты не знаешь. Если знаешь – значит, любишь», - пояснила Мария Жафярова. Вместе со студентами и жителями города в одной аудитории диктант писали и олимпийские чемпионы – Ирина Минх, Михаил Алоян и Евгений Подгорный. «Я считаю, что подобный диктант сделает на нас на шаг ближе к друг другу, узнаем культуру своих товарищей. Неслучайно это приурочено ко Дню народного единства, давайте будем едины, поскольку мы живем в одной большой великой стране. И мы будем сильней, когда будем едины», - поделился мнением заслуженный мастер спорта России, бронзовый призер олимпийских игр по боксу Михаил Алоян. «Мы в свое время защищали честь нашей великой огромной страны, а теперь будем сидеть и свои знания вспоминать, это очень здорово», - обратилась к участникам этнодиктанта бронзовый призер олимпийских игр по баскетболу Ирина Минх. Этнографии как дисциплины в школьных планах нет, ее читают только студентам профильных специальностей, поэтому участники могут рассчитывать лишь на свою собственную эрудицию и общекультурный уровень. Проверить знания участники акции смогут скоро – организаторы акции обещают опубликовать правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок на официальном сайте до 10 ноября. А все индивидуальные результаты участников будут доступны на портале не позднее 12 декабря.